Во всех российских школах возвращаются к традиционному формату занятий
Итак, завтра миллионам российских школьников вновь за парты. Во всех регионах возвращаются к традиционному формату занятий. Уроки, перемены, ответы у доски, вроде все, как было. Но, как раньше, уже не будет.
«Удаленка» остается важным, хотя и запасным вариантом учебы. Ну, и санитарные требования никто не отменяет, дезинфекция, дистанция, медсестра с термометром при входе.
Немного другой подход и к экзаменам. В общем, есть знания о том, как устроен учебный процесс, которыми лучше вооружиться.
Кто бы мог подумать, что сборы в школу превратятся в приятные хлопоты. В семье Комиссаровых с октября в онлайне три дочери.
– Мне, например, пришлось даже уйти с работы, чтобы контролировать, – говорит Ольга Комиссарова.
На работе в детском саду отнеслись с пониманием и ждут скорого возвращения воспитательницы, которая выразила общий настрой всех российских родителей. В последнее время родители за сердце чуть не хватались, в соцсетях плодились слухи, будто дистанционка навсегда. Так что теперь в школу как на праздник. В Министерстве просвещения успокоили и объявили: дети вернутся за парты. А дистанционка — мера вынужденная.
– Понимание того, что это временно, что не на всю жизнь, и даже не на год. Просто нужно пережить, – делится Любовь Приходько.
Учителя делали все, чтобы пережить это время без образовательных потерь. И с трепетом наводят порядок в родных стенах.
– Улыбнуться, похвалить, сказать, какой ты молодец, у тебя все получится. Вот это взаимодействие, его не хватало на дистанте, хотя и очень много плюсов обнаружили, – рассказывает Анжелика Сидоренко, учительница химии школы №1363 г. Москвы.
О плюсах и минусах дистанционки говорили на встрече президента с министром просвещения. Испытанием этот формат обучения стал для всей системы образования.
– Хотел бы начать с вещей, которые сейчас актуальны и волнуют очень многих. Это вопросы готовности школьной системы хотя бы частично, но к работе онлайн, – обратился Владимир Путин.
– В целом хочу сказать, что 2020 год был непростым для системы образования. Что касается дистанционного обучения, домашнего обучения, то это была вынужденная мера. Но никогда дистанционное обучение не заменит традиционное. 1 сентября школы вернулись к традиционному обучению, и сегодня точечно, если возникает необходимость, школы вводят формат дистанционного обучения, – ответил Сергей Кравцов, министр просвещения РФ.
Карантин пока не снимут в десяти школах в семи регионах. А где-то уроки уже начались, с обязательными мерами безопасности. Уборка, дезинфекция, проветривание, замер температуры. Маски, перчатки, санитайзеры. Но главное — разделить потоки: расписание уроков, перемен, обеда в столовой сдвинут так, чтобы свести к минимуму контакты между детьми. И в случае выявления COVID, отправят на двухнедельный карантин только один класс.
– Руководитель образовательной организации вправе на эти 14 дней организовать обучение с использованием дистанционных методов обучения или надомное обучение с использованием бумажных носителей информации, – сообщила Татьяна Рябенко, начальник отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков управления Роспотребнадзора по г. Москве.
Министерство просвещения постаралось снизить бумажную отчетность и бюрократическую нагрузку, чтобы разгрузить педагогов в непростое время. Многим ведь пришлось начинать с нуля, как Надежде Павловне Красновой. Онлайн-уроки по географии освоила в 80 лет: «Я не скажу, что совсем прямо очень легко, но у нас учеба проходила перед этим обязательная, приходилось действительно переучиваться».
На такое обучение действительно у всех уходит больше сил, чем обычно. И за компьютером и телефоном пролетают часы.
– После того, как я по телефону проверила 60 работ, реально я больше ничего не вижу, некоторые работы просто распечатывают, потому что чтобы просто глазам дать отдохнуть, – делится Марина Ященко, учитель русского языка и литературы гимназии №9 г. Екатеринбурга.
А ведь у многих еще свои классы под крылом. И в вопросах поддержки педагогов и дополнительных выплат, как выяснилось, не обходится без проблем.
– В ходе большой пресс-конференции с элементами «Прямой линии» поступали вопросы о выплате денег за классное руководство. Я читал, некоторые ваши коллеги обращают внимание и жалуются на то, что им эти деньги не выплачивают, – обратился Владимир Путин.
– Этот вопрос находится на постоянном контроле. 810 тысяч классных руководителей с 1 сентября адресные доплаты получают. Они отдельной строкой выделены. Скорее всего, речь идет о выплатах в техникумах, колледжах. Действительно, там такая проблема есть, – ответил Сергей Кравцов, министр просвещения РФ.
– Что значит проблемы есть, я не понял? Просто им не платят?
– Дело в том, что дополнительные выплаты выплачиваются учителям средних общеобразовательных учреждений. Есть техникумы, где также работают и занимаются воспитательной работой.
– Но за классное руководство платят только в общеобразовательных школах?
– Да, только в общеобразовательных школах. Что касается доплат в техникумах, этот вопрос мы в правительстве решаем. Надеюсь, что в этом году определенные шаги в этом направлении сделаем.
Изменится в этом году и система аттестации выпускников. В девятом классе сдавать придется только русский и математику, а экзамен по выбранному предмету заменили контрольной работой. Одиннадцатиклассникам же нужно решить, идти в вуз или нет.
– Для одиннадцатиклассников, которые не планируют поступать в вузы, вместо Единого государственного экзамена нужно будет сдавать государственный выпускной экзамен. Также в конце мая по двум предметам, русскому языку и математике. Планирующим поступления в вузы для получения аттестата достаточно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку. А также по тем предметам, которые будут необходимы для поступления. Особо отмечу, что ЕГЭ по математике базового уровня в этом году проводиться не будет, – рассказал Сергей Кравцов, министр просвещения РФ.
Итоговые сочинения и изложения запланированы на середину апреля, а сроки проведения экзаменов обязательно привяжут к приемной кампании в вузы, чтобы все успели подать документы. Сейчас же выпускникам важно восполнять вынужденные пробелы.
– Мне просто надо сейчас впитать очень много информации, очень, очень много, – признается Соня Бочкарева, ученица 11-го класса школы №93 г. Красноярска.
– На удаленке тяжелее себя организовать, а в школе как-то с этим полегче, – считает Василий Сериков, ученик 11-го класса школы №93 г. Красноярска.
И это еще одна проблема. Многие школы пересмотрели учебную программу, чтобы подтянуть хвосты. На дистанционке некоторые расслабились.
С приведением в обычную школьную форму и правда не надо спешить. Как на физкультуре, сперва разминка, чтобы не травмироваться. Это касается и моральных травм: психологи получили много обращений от школьников и родителей с признанием — вторая волна дистанционки далась тяжелее. Накопленная усталость, эмоциональное истощение, в это время особенно нужна поддержка.
– Родители должны обратить внимание на детей, очень важно обсудить как ребенок вернулся в школу, что произошло, какие новости, какие события, какие перспективы, чтобы все-таки ребенок не чувствовал себя вот так резко брошенным, что вышел в школу, да и все, все стало как прежде, – поясняет Нина Середенко, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки г. Москвы.
Как прежде, впрочем вряд ли уже будет, так глубоко новые технологии вошли в обычную школу. Где педагоги стараются найти золотую середину, а дети как всегда умеют радоваться мелочам.