В Москве в рамках фестиваля «Золотая маска» представили оперу Родиона Щедрина «Лолита»
Композитор еще в 90-е переложил на язык музыки роман Владимира Набокова, а создатели спектакля уже в наши дни придали новое звучание трагической истории главных героев. Оперу привез в столицу Мариинский театр, а показ состоялся на сцене Большого.
Хроники его страсти. Такой он увидел Лолиту в первый раз, беззаботно напевающей любимую песню девчонкой. Это опера — откровение, где нет пошлости, но есть оголенные души и не нам судить, кто здесь соблазнял, а кто был соблазнен.
«В Москву привезен спектакль, который создан в конце ХХ столетия. Это первый показ в Москве этой оперы, она ждала более 25 лет такого появления в Москве», — сказал художественный руководитель, главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев.
Самый скандальный роман Набокова и самая противоречивая опера Родиона Щедрина. «Лолита» в постановке Мариинского театра настоящий триллер в жанре нуар. Старый «бьюик», придорожный мотель, фургон в котором скитаются по Америке главные герои и гостиная матери Лолиты с безвкусными цветастыми обоями. Из сороковых действие перенесено в 80-е: Гумберт снимает свои тайные мечты на видеокамеру, по телевизору бесконечная реклама всего подряд.
«История Лолиты — это трагедия. И не дай бог, это может произойти с ребенком, со многими из вот этих девочек, которые попадают в страшные, неправдоподобные обстоятельства уже в начале жизни, в 12-13 лет; это то, что потрясло Набокова, и он не мог не запечатлеть это», — рассказывает Валерий Гергиев.
Зрители увидят премьерный состав исполнителей. Сразу трое номинированы на «Золотую маску», как, впрочем, и сама постановка.
«Она действительно сложная, она и морально сложная, и физически сложная, и голосово она сложная, и актерски она сложная, потому что сыграть 12-летнего ребенка в 30 лет гораздо сложнее, но я рада, это для меня большой рывок для самой себя в первую очередь», — поделилась исполнительница роли Лолиты Пелагея Куренная.
Режиссер из Словакии Слава Даубнерова деликатно, но без церемоний обращается к проблеме насилия. Преступление всегда будет наказано.
«В любом персонаже можно найти, в любом человеке можно найти светлую краску, и я ее нашел в нем, знаете, эта краска называется борьба. Он не принял себя, он знал, что это ужасно то, что он делает, и он поет — бедная, замученная девочка, но в тоже время это любовь, это Бог посетил его сердце», — сказал исполнитель роли Гумберта Гумберта Петр Соколов.
За счет сложных вращающихся декораций сцены спектакля движутся, как кадры фильма. Музыка Щедрина зачаровывает с первых звуков и все говорит о том, что приближается катастрофа. Но даже если в самой жизни уже ничего не изменить, рано или поздно в человеческой душе победу одержит свет и красота.