Исполнилось 30 лет с момента создания авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи»
Знаменательный день у прославленных летчиков — асов всемирно известной пилотажной группы «Русские витязи». Дата как повод посмотреть в зеркало. В их случае это тоже фигура высшего пилотажа. Два истребителя будто отражаются друг в друге. Два взгляда: снизу вверх или наоборот, не важно, когда летчики, вот они, стоит руку протянуть.
Работа бок о бок и чувство крыла. Это и «Кубинский ромб» или «Бриллиант», в котором их пять крупных «Сушек» и четыре МиГа, пилотируемых коллегами, филигранно сплетаются в небе. «Русские витязи». Летчиков основного состава меньше, чем пальцев на обеих руках. Их всего шестеро на весь мир!
«30 лет — это, с одной стороны, целая жизнь, а с другой стороны, ничтожно мало. Мало, мало, мало, хочется еще!» — говорит командир звена авиагруппы «Русские Витязи» Владимир Кочетов.
Этим людям полета не хватает всегда, хотя кажется — они живут в небе. Когда «Русские витязи» появляются в воздухе, все на земле поднимают глаза вверх. Визитная карточка каждого парада, каждого авиашоу. Их фигуры высшего пилотажа известны всему миру: «Кобра», «Мертвая петля», коронный «Кубинский ромб», «Зеркало». Ювелирная точность — расстояние между самолетами всего несколько метров. Предельная концентрация — все движения синхронны, сходятся, перестраиваются, разлетаются.
Больше ни у кого на планете нет такого количества мировых рекордов и больше никто не выполняет высший пилотаж на тяжелых боевых истребителях. Пилотажные группы есть и в Европе, США, Китае, но все они летают либо на учебных, либо на облегченных самолетах. Чтобы показывать такое мастерство, нужны годы постоянных тренировок. И не только в небе — сотни раз «Русские витязи» выполняют упражнение «пеший по-летному», прокручивают в голове и даже видят во сне.
Ведущий группы Андрей Алексеев, на которого равняются все летчики «Русских Витязей», говорит: это нельзя назвать работой, это дело жизни.
«Ты не находишься на работе столько, сколько положено по часам и ни часа больше, посмотрел на часы: «О, без пятнадцати, все я собираюсь и ухожу». Нет. Здесь каждый находится столько, сколько необходимо. Плюс у нас, конечно же, очень много командировок, много задач в отрыве от основной нашей базы, бывали года, когда мы больше чем полгода проводили в командировках», — рассказывает Андрей Алексеев.
Родные, конечно, ревнуют к небу, но что поделать?
«Некоторые наши коллеги шутят: к «псевдосемьям» пойдем на ночь? Ну, основную часть времени мы проводим на работе. Семьи обижаются, конечно, что мы столько много времени уделяем нашей работе, но тем не менее вот так вот получается», — отмечает командир группы Сергей Щеглов.
На первое международное авиашоу «Русские Витязи» отправились в 1991 году, в Англию — спустя несколько месяцев после образования группы. Владимир Басов тогда был ведущим летчиком. Говорит, сложностей было немало. Хотя бы даже в том, что наши навигационные системы не совпадали с натовскими. На самом показе «Русские Витязи» сразу же завоевали любовь зрителей и уважение иностранных коллег.
«Мы поднялись — девятка «Хокков» и шестерка наших Су-27 в одном строю, пролетели в Шотландии, там скалы кругом, у нас слишком большой размах у самолетов, мы все сжимались, чтобы ничего нигде не зацепить. Вместе с той группой пролетели над королевой и сели в Люкертсе — это там, где проходило авиашоу», вспоминает летчик Владимир Басов.
Сегодня основной состав «Русских Витязей» — это шесть асов. И летают они на самых лучших истребителях в мире — Су-30 и Су-35 — новейшее вооружение, авионика, двигатели. Ведь в первую очередь они — боевые летчики, отрабатывают не только высший пилотаж, но и воздушные бои, и пуски ракет. А начинали с полетов на Су-27 и говорят о нем, как о человеке.
«Су-27 — это как первая любовь; этот самолет, безусловно вообще на первом месте стоит. К сожалению, они сейчас уже выведены из штата группы. Время бежит. Ушел он на пенсию», — вздыхает Андрей Алексеев.
Игорь Ткаченко ненамного старше пилотажной группы — ему 34, и уже три года он летает в основном составе «Русских Витязей». Молодой, талантливый, со своим почерком в небе. Как говорят коллеги, похож на отца — Игорь Ткаченко-старший был много лет командиром «Русских Витязей». Он трагически погиб во время тренировочного полета перед авиасалоном МАКС в 2009 году. До последнего уводил от жилых домов горящий истребитель. Герой России — посмертно.
«Это мой отец — Ткаченко Игорь Валентинович. Фотография была сделана после первого самостоятельного полета на Су-27 в Кубинке», — рассказывает пилот.
В «Русских Витязях» служат люди талантливые, которые даже после авиации могут найти себя в жизни. Блестящий оператор Первого канала Борис Леонов 20 лет прослужил в группе инженером эскадрильи, после увольнения в запас пришел на телевидение.
На правом борту их истребителей флаги: это страны, где «Русские Витязи» демонстрировали высший пилотаж. И как говорят летчики, здесь еще много места для новых. Ну а мы сможем увидеть в небе мастерство «Русских Витязей» совсем скоро — на Параде 9 мая.