В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная 125-летию классику авангарда Ивану Кудряшову
Иван Кудряшов — супрематист, ученик Малевича, которого в 20-е годы даже не считали художником — за десятилетия до первого полета Гагарина основал новое направление живописи.
Париж, 1970. Главный вестник европейского искусства «Бюллетень Лувра» публикует сенсационное известие: рисунок советского художника Ивана Кудряшова отдан в дар Центру Жоржа Помпиду. Как умудрились коллекционеры провести его за границу, еще только предстоит узнать. Но уже точно понятно, что работы нашего супрематиста вошли в историю мирового авангарда.
Это первая такая масштабная выставка Ивана Кудряшова. 8 залов Новой Третьяковки. Более 200 работ ученика Малевича, который не копировал мастера, а продолжал его философию.
«Мы показываем здесь не только работы Ивана Кудряшова, но и тех художников, которые были близки ему, с которыми он рядом выставлялся. Творчество художников — основоположников Авангварда до сих пор не так полно изучено, как оно того заслуживает, а если мы говорим о второй волне, об учениках великих метров, то сейчас наступает тот момент, когда все исследователи обращают внимания именно на их работы», — отмечает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Эта выставка уникальна еще и тем, что многие работы предоставили ведущие мировые музеи: Центр Помпиду, музей Костаки в Салониках и Нукусский музей.
«Нам очень повезло, что когда-то такой коллекционер Игорь Савицкий осел в Нукусе Караколпакии и начал собирать авангардные работы того периода. Специалисты Третьяковской галереи приехали в Неукус, оценили и проанализировали коллекцию и нашли такого художника, как Ивана Кудряшова», — рассказывает исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана Гайане Умерова.
На родине же начиная с 20-х годов Кудряшова подвергали жесткой критике. В 1938-м его и вовсе исключили из Союза советских художников «за беспредметность» и лишили возможности выставляться. И только в конце 60-х вторую жизнь этим полотнам подарит коллекционер Георгий Костаки, безошибочно разглядевший великое мастерство в линейных композициях Кудряшова.
«Он сохраняет извечную тему живописи, идею противопоставления света и тени, идею возникновения свечения, пульсирующего цветового сгустка у Тициана через Кандинского и Малевича и далее везде», — поясняет куратор выставки Игорь Смекалов.
Создавая проект художественного оформления Оренбургского театра Иван Кудряшов конечно знал, что он никогда не будет реализован. Но эта его идея Вселенной Супрематизма претворяется в жизнь сегодня. На выставке в буквальном смысле можно зайти внутрь театра и с позиции зрителя посмотреть на роспись.
Особое место в творчестве Кудряшова занимал космос, вот и направление в живописи назвали «космизм». Удивительно, что все это он придумал еще задолго до успехов советской космической программы. Вот уж точно искусство, опередившее время.