Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 мая 2021, 18:50

В Театре Наций представили новый спектакль по повести Николая Лескова «Левша»

О премьере спектакля, который лучше один раз увидеть — даже если знаете наизусть повесть Николая Лескова «Левша». Театр Наций представил новую, ни на что не похожую версию истории о подкованной блохе. Авторы сравнивают свою постановку с борщом: на сцене смесь разных жанров, неожиданные декорации, народная музыка в уникальной обработке. Много интересных текстов и при этом минимум слов. Как такое возможно, и главное — зачем?

Прима-балерина Мариинки пока еще робко распевается перед спектаклем. Первая в ее жизни вокальная партия. Это не шутка. Премьера в Театре Наций.

«Блоха, вдруг заговорила! Не просто заговорила! Запела! Впервые в жизни. Я вообще люблю молчать. И по своей профессии и вообще не люблю ораторствовать. Но когда ты попадаешь в драматический театр, я понимала, что меня попросят по крайней мере заговорить», — признается Диана Вишнева, исполнительница роли Блохи.

Диана Вишнева в роли английской блохи, которую подковал тульский мастер Левша. Бессмертная классика Николая Лескова в театральной интерпретации выглядит так. И это уже не просто сказ.

«Тут балет, опера и докудрама. Поскольку ведется диалог главного героя в документально-драматическом режиме. Вечная история про нашего таланта, который никак не найдет за свои заслуги вознаграждения, она какая-то вечная, эта история. Плюс потрясающий текст, который у нас артисты не говорят. Безмолвный спектакль», — рассказывает художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.

То есть почти безмолвный. Яркий и самобытный текст Лескова отдельно — ключевые фразы в титрах, монологи артистов — отдельно — с поправкой на современный русский язык.

«Мягко говоря, не дословный пересказ. Лексика не сохранена. Я говорю своим голосом, своим языком. Полторы репетиции назад мы вдруг подумали, что хорошо, если он в какой-то момент вот так вот будет разговаривать, немножечко отъехав в сторону Вологды, что ли. Будем пробовать», — рассказывает Евгений Стычкин, исполнитель роли Левши.

Эксперименты здесь во всем. Вот, например, декорация, ради которой пришлось сократить расписание спектаклей на основной сцене — чтобы соорудить такое, нужно минимум сутки работать нон-стоп. Гора земли. Русской.

«Мы пошли на это, потому что это символ. Символ вечной широты, долготы и высоты, это все наша Россия — матушка», — отмечает Евгений Миронов.

Как раз уверенность, говорят, как сквозь землю проваливается, когда стоишь на вершине. За профессиональной игрой актеров зритель этого конечно не заметит, но приоритет — такой.

- Выжить!

- Я не буду вам показывать мои синяки, ссадины и травмы, связанные с этой горой!

Эта гора будет на сцене все время. А сейчас то, что не увидит зритель в зале: внутри семиметровой декорации десятки дорожек, лестниц, люков. Здесь же в буквальном смысле готовят реквизит. Спешно. Чтобы не успел растаять. Из сахарной ваты у артистов будут парики.

«Там сцена про то, что англичане показывают царю разные хитрости. Царь говорит: а покажите нам ваших заводов сахар. И тогда они приходят в таких париках, которые можно есть», — поясняет художник по костюмам Мария Трегубова.

Все время спектакля в зале живой звук: струнное трио, дуэт духовых, фортепиано. Музыка — русская народная. Обработка — авторская.

«Левша» в Театре Наций — это повесть Лескова в новой форме, но с неизменным содержанием: спектакль о природе русского человека. О России, русскостиЮ о нас. О духе теперь уже разных эпох, который, как говорил сам Лесков, «схвачен метко и верно».

Читайте также: