Не стало Бориса Краснова — выдающегося художника, постановщика ярких и необычайных шоу
Сегодня ночью не стало Бориса Краснова. Он создавал даже не декорации — целые миры, в которые зрители погружались, как в сказку. «Рождественские встречи Аллы Пугачевой», Всемирный фестиваль циркового искусства на Красной площади, церемония открытия летней Универсиады в Казани. В последние годы Борис Краснов серьезно болел, но работу не оставлял. Ему было 60 лет.
«Рождественские встречи Аллы Пугачевой» — одно из самых ярких и любимых детищ Бориса Краснова. На глазах зрителей происходило невероятное — таинственный сад превращался в средневековый замок, тот в разудалую ярмарку, потом старинная Москва раздвигала стены храма и свершалось то самое чудо Рождества.
«Я сделал макет, потом она его переделала раза три! Потом она уже переделала декорации! В макете там был ее дом, ее подъезд! Она потом говорит: «Нет! Пусть будет лестница! Пусть будет в садах!» А уже сделали все декорации. Ну, все переделали», — рассказал художник, сценограф Борис Краснов.
В годы, когда невозможно было достать лишний гвоздь, Краснов договаривался с заводами и мастерскими и строил на сцене целые улицы и города. Это были уже не концерты, а театр. В начале 90-х Краснов преобразил Красную площадь для Всемирного фестиваля циркового искусства.
«Эти вот 13 манежей, потому что 13 — число счастливое у цирковых! Красная площадь — она красивая, и там всегда были какие-то ярмарки, какие-то вещи. Все стили — и готика, и Ренессанс, и Индия сумасшедшая! Это очень красиво!» — отметил Борис Краснов.
Борис Краснов — единственный в мире художник-постановщик, которому владельцы авторских прав разрешили поставить не каноническую, а сделать свою версию бродвейского мюзикла «42-я улица», все декорации были изготовлены в России.
«Ох, начало было забойное! Поднимался этот занавес! Сначала ноги танцевали! Самая свежая была постановка! Хотя стариннейшая история! Посмотри, как они танцевали! Мурашки по коже!» — вспоминал Борис Краснов.
Он говорил: зритель должен прийти на концерт любимого певца и восхититься. Для Валерия Леонтьева создал не просто «Дорогу в Голливуд», а впечатляющую автомобильную развязку. Для сольного концерта своего близкого друга Валерия Сюткина Краснов придумал невероятно эффектный выход. А для Филиппа Киркорова Краснов создал не просто умопомрачительные декорации, а целый мир. Павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2010» получил одну из высших наград. А имя Бориса Краснова назвали в числе шести лучших дизайнеров мира. Он построил в натуральную величину Солнечный город из «Путешествий Незнайки».
И в том числе Борису Краснову, его таланту представлять все предельно красиво, ярко и неожиданно мы обязаны тем, что главные мировые спортивные праздники прошли в нашей стране. Краснов — один из идеологов заявки Сочинской Олимпиады. Для Русского дома в Гватемалу доставили тогда 80 тонн декораций.
«Лед для коктейля выбрасывали, и мы ногами его растаптывали, чтобы была основа для замерзания! Тут снег будет, там снег будет, здесь снег будет! И сверху снег», — вспоминал Борис Краснов.
Запомнилась миру и победная заявка России на проведение футбольного Чемпионата мира. Для выступления олимпийской чемпионки в прыжке с шестом Елены Исинбаевой Краснов придумал очаровательный и точный образ: только проведенный в России чемпионат совершит со всем миром прыжок в вечность.
«Раньше это вообще была не профессия, а черт знает что. Стали считаться с профессией «художник-постановщик»! Стали понимать, что это нужно! Стали понимать, что это необходимо!» — сказал Борис Краснов.
В 1996-м Краснов по просьбе Майи Плисецкой создает декорации для вечеров русского балета в Нью-Йорке. Но одним самых грандиозных его проектов стали церемонии летней Универсиады в Казани.
Когда в 2009-м Алла Пугачева объявила юбилейные концерты, то и речи не было, кто будет творить волшебство за ее спиной.
«Знаете есть лучше художники, есть хуже. Но Борис Краснов — это Борис Краснов!» — сказала Алла Пугачева.
Наверное, все эти его тревоги, перелеты и звонки, в конечном итоге и подорвали здоровье. Сперва один инсульт, но Краснов работал еще больше десяти лет. Затем — второй, и еще коронавирус. Но он верил: нельзя жалеть ни о чем, а когда было трудно, говорил: надо жить, и шоу продолжается!
«Я не люблю очень демонтаж декораций! Когда ломают на твоих глазах, конечно, нужно очень по-философски к этому относиться! Это выдержать сложно. Поэтому, я стараюсь в этот момент исчезнуть! Я хочу, чтобы у меня в памяти осталось это все живым!» — сказал Борис Краснов.