Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
30 сентября 2021, 09:15

Михайловский театр представил московской публике почти забытую оперу Чайковского «Опричник»

Почти забытая работа гения — одно из первых оперных сочинений Чайковского, имевшее безусловный успех, не повлиявший на мнение композитора, который был им недоволен. Опера «Опричник» представлена в Москве Михайловским театром. Исторические события эпохи Ивана Грозного, потрясающие многотонные декорации, невероятные костюмы, переносящие зрителя в XVI век, и, конечно, музыка, которая вне времени.

Если по коридорам театра вальяжной походкой разгуливает русский князь, значит, на сцене «Опричник». Так называется опера Чайковского, которая переносит зрителей во времена Ивана Грозного. Жесткие нравы, но люди такие же, как и мы. Их терзают муки выбора, ослепляет власть, а любовь толкает на безумия.

В центре сюжета история молодого боярина Андрея Морозова, влюбленного в прекрасную Наталью. Но ее отцу, жестокому опричнику, этот союз не по душе. Он пытается лишить юношу всего. Желание мести отравляет. И вот уже темная сила засасывает и самого Андрея. Ради достижения своих целей он тоже вступает в ряды опричников.

«Безнаказанность и вседозволенность человека сразу же разрушают. Его вот эта исключительность, когда он хочет уподобиться какому-то совершенно несвойственному для человека статусу, это его разрушает изнутри. И, собственно, в опере мы этот феномен разрушения личности главного героя и наблюдаем», — отмечает режиссер Сергей Новиков.

Это одна из самых ранних опер Чайковского. И, несмотря на то, что первые показы прошли с невероятным успехом, сам композитор считал ее неудачной и даже запрещал печатать партитуру, пока не сделает новую редакцию. Над ней он продолжал работать до конца жизни, но так и не успел закончить. Версия Михайловского театра основана на его последних записях в дневниках.

«Мы, конечно, постарались эту оперу представить для XXI века, то есть, конечно, чуть-чуть мы сделали какие-то купюры, но они связаны именно вот с какими-то повторами, весь музыкальный материал в опере оставлен, и самое главное это ускорило драматургию, обнажило какие-то более мощные драматичные струны», — отмечает главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

После смерти композитора «Опричника» почти забыли и предпочитали ставить его более известные оперы: «Евгения Онегина», «Пиковую даму». Так что даже исполнители главных ролей свои партии раньше не слышали. Впрочем, Чайковский здесь узнается с первых нот.

«Первое ариозо, которое я пою как народную песню, она напоминает даже романсы Чайковского в будущем, да. В этой опере как раз можно найти очень много элементов и из балета, и его романсовые какие-то вещи, и «Спящую красавицу» тоже напоминает балет, да. И в дальнейшем «Пиковую даму», — рассказывает солистка Михайловского театра и театра Санкт-Петербург оперы Валентина Феденева.

Золотые кубки и пир горой. Почти весь реквизит воссоздан по предметам быта XVI века. В декорациях тоже совсем нет условностей — зрители увидят и православные фрески, и русский терем. Общая масса декораций почти 15 тонн. И чтобы перевезти все это из Петербурга в Москву понадобилось несколько десятков коробок и три огромные фуры.

Много места заняли и костюмы. Они словно со страниц русских сказок. Все эти кафтаны, платья и накидки художники создавали по историческим эскизам.

«Вот, например, сольный костюм опричника Вяземского. Рукав сделан специально стилизованно, он пышный, здесь подложен слой сита, который добавляет монументальности. И соответственно уже в этих сольных костюмах идет попытка выражения сути персонажа», — поясняет художник-технолог по костюмам Михайловского театра Анна Ефремова.

Работа над спектаклем заняла у труппы Михайловского театра почти 2,5 года. Каждая сцена — визуальное совершенство, которое только подсвечивает тьму в душах персонажей. И чтобы эта тьма рассеялась, им придется заплатить самую высокую цену.

Читайте также: