Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 ноября 2021, 21:29

Репортаж съемочной группы Первого канала из лагеря беженцев


Миграционный кризис на польско-белорусской границе показал истинное лицо европейского гостеприимства, да и вообще напомнил, как свои нерешенные проблемы Европа перекладывает, что называется, с больной головы за здоровую. 

Две тысячи беженцев, женщины и дети, голодные и холодные. От верной гибели их спасает Белоруссия, которая на пути в Европу для них перевалочный пункт. А вот Польша ввела чрезвычайное положение и вооружилась до зубов: боевая техника и 15 тысяч военных. За попытки прорваться через кордон бьют. Но бесчеловечными Запад почему-то называет действия Минска. 

Шокирующие кадры — безоружных людей польские пограничники отгоняют автоматными очередями. Пули пока летят поверх голов, но польские дубинки уже бьют прямо в цель. Кровавые раны — их следы. А еще атаки перцовым газом.

«После того как нас облили газом, у сына кровь течет из носа», — говорит женщина.

После такого приема и образовался стихийный лагерь мигрантов. За этим пограничным столбом — территория Польши. Здесь два ряда колючки. Один высотой более двух метров, плюс дополнительное проволочное ограждение. Польские военные постоянно наращивают группировку. Сюда переброшены дополнительные армейские подразделения. Вот военные выстроились цепью вдоль границы. Территорию постоянно патрулируют и пограничники на бронеавтомобилях Над границей постоянно кружат вертолеты, а по ночам поляки включают прожекторы и стробоскопы в сторону тех, кто пришел за помощью.

Старики, беременные женщины, дети — сейчас здесь больше трех тысяч человек. Смертельно уставшие и обессиленные люди лишенные самого необходимого. О горячем душе можно только мечтать. Туалетов нет. Нет и электричества. 

Стихийный лагерь растянулся на полтора километра вдоль границы. Это, на первый взгляд, кажется, что в лагере царит хаос. На второй день уже понимаешь, как тут все устроено. Каждая семья на отдельном пятачке. Здесь и спят, и готовят пищу. Семья готовит себе похлебку — вода, вермишель и колбаса. Это и завтрак, и обед, и ужин на 15 человек.

Главный враг мигрантов даже не голод, а холод. Ночью температура опускается до минус пяти. Все пропитано влагой. Земля сырая. Мокрая одежда плохо сохнет. И еще дым от костров. Он разъедает глаза, трудно дышать. Каких-то полчаса, и голос садится. Можно только посочувствовать людям, которые живут в таких условиях уже неделю.

«Посмотрите, у меня нет ничего теплого, очень мерзну по ночам и постоянно хочется есть», — говорит Фаима Сахдули.

Белорусы собирают для беженцев гуманитарную помощь. Кто сколько может. Подключились общественные организации. Но это капля в море. Машины с продуктами беженцы берут штурмом. Доведенные до отчаяния люди готовы драться за каждый кусок хлеба. Как ни стараются белорусские пограничники организовать толпу, раздача гуманитарки превращается в хаос. Нередко в такой толпе возникают драки между мигрантами.

При этом Евросоюз в кризисе на белорусско-польской границе обвиняет официальный Минск. А польский премьер Матеуш Моравецкий здесь разглядел и руку Москвы. И это притом что поток мигрантов в Европу хлынул еще в 2015 году и с тех пор не прекращается. В этом смысле непонятно, чем приграничный район Белоруссии отличается от итальянской Лампедузы или чем Белоруссия отличается от Турции.

«Когда из Турции шли беженцы в Евросоюз, ЕС выделил финансирование, чтобы они оставались на территории Турецкой республики. Почему нельзя помогать так же белорусам, у которых есть определенные потребности в том, чтобы беженцы жили в нормальных условиях? Они хотят в Европу, ту самую Европу, которая долгие годы рекламировала, пропагандировала свой образ жизни. ЕС надо все-таки отвечать за свои слова и свои поступки», — сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Мигранты используют коридор через Белоруссию не первый год. Здесь граница с Польшей,  400 километров. Большей частью проходит по лесам и болотам. Хоть маленькая брешь да найдется. Вдобавок рядом Литва. Не получилось через Польшу — можно попробовать через Прибалтику. Белоруссия для мигрантов всего лишь перевалочный пункт. Главная цель даже не Польша — Германия.

В центре первичного приема и размещения беженцев в немецком Айзенхюттенштадте только с начала месяца поселились более 1 200 мигрантов. Свой путь через Польшу они вспоминают с содроганием. Впрочем, и тем, кто добирался через Литву, пришлось несладко. По словам, Ясира, его знакомый прочувствовал это на себе.

«Они его ударили по лицу. Все зубы выбили. Да, зубы выбиты», —  рассказал он.

Несмотря на все трудности и опасность такого маршрута, беженцы готовы рисковать. У многих, кто сейчас мерзнет на белорусско-польской границе, много родственников и знакомых, которые уже нашли прибежище в Евросоюзе. И у беженцев возникает вопрос: почему их пустили, а нас видеть не хотят? И где хваленые европейские ценности? 

Обвиняя в кризисе Белоруссию, в Европе прекрасно понимают, что доставка нелегалов — это уже давно налаженный теневой бизнес, к которому официальный Минск не имеет отношения. Издание Die Welt цитирует внутренний документ Евросоюза. В нем речь о незаконном ввозе людей на арендованных автомобилях. 

«В большинстве случаев водителями являлись граждане третьих стран (иранцы, иракцы, сирийцы и турки), проживающие в Германии», —  пишет издание.

Но почему тогда именно Минск в этой истории сделали крайним? Вот и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель признает: переброска мигрантов давно стала сверхдоходным международным нелегальным бизнесом. 

«Это целая сеть из пунктов назначения в разных странах, включающая в себя много авиакомпаний и множество людей. Сейчас Стамбул остается одним из главных хабов для мигрантов из Дубая, Еревана, Дамаска, из Иордании, Ливана. Летают большие самолеты по 400 человек на борту», — заявляет он.

Про то, что поток беженцев в Европу — результат псевдодемократии, сброшенной с натовских самолетов на суверенные государства, и в 2015-м, и сейчас на Западе предпочитают помалкивать. А вот решать проблему теперь предложено по-новому.

«Нам нужно сейчас вести интенсивные переговоры с демократическими странами Восточной Европы. Например, Украина, Молдавия, Грузия могут сказать: мы договариваемся с ЕС о пакте по борьбе с шантажом. Мы помогаем ЕС не поддаваться на шантаж Минска. Мы будем принимать в какой-то момент беженцев сами, сигнализируем тем самым свою позицию. В обмен на это ЕС поддерживает нас стратегически против усиливающегося давления Москвы», — предлагает эксперт по вопросам миграции, глава аналитического центра «Европейская инициатива стабильности» Геральд Кнаус.

От Молдавии и Грузии ответа пока нет, а вот Украина не смолчала.

«С какого перепугу мы должны их брать к себе, если о них должны заботиться немцы», — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.

А пока внимание европейских властей приковано к белорусско-польской границе, только за один день около 1 200 нелегальных мигрантов перебрались из Франции в Великобританию через Ла-Манш. Лондон хоть и выразил недовольство в адрес французской береговой охраны, но никого выдворять не стал. Люди вокруг костров в лагере у КПП «Брузги» об этом не знают. А знали бы, снова задались вопросом: чем они хуже? Не той дорогой в Европу пошли?

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей