Легендарный «Москвич» с полувековой историей можно встретить на лондонских дорогах
Легендарный «Москвич-412». Первый выпуск – 1967 год. Настоящий «советский люкс», о котором мечтали. А впоследствии — символ целой эпохи. Даже «Жигули» не сразу смогли сместить его с пьедестала, очень уж много у «Москвича» было поклонников. Они есть и сейчас. Да и машины до сих пор ездят, причем не только по России. Отечественную классику можно встретить на дорогах Великобритании. В 70-х мы продали королевству тысячи таких автомобилей, специально выпустили вариант с правым рулем. И сейчас машина вызывает самые нежные чувства у ценителей.
«Москвич» с британской пропиской. У Найджела Стера три машины и две лошади. Но в гараже место только для стога сена и самого пожилого железного коня. Этому «Москвичу-412» уже полвека. Однако он не только выглядит как новый, но и заводится с полуоборота.
На дороге ограничение скорости 20 миль, то есть 32 километра в час. Англичанин никуда не торопится. Он получает удовольствие от самой поездки. Да, в этой машине нет ни привычного гидроусилителя, ни кондиционера. А чтобы переключить передачу, нужно усилие. Но ради этих подзабытых ощущений Найджел Стер и купил машину.
«Мне нравится. Машина крепкая, старомодная. Мне нравятся такие. Напоминает мне мою юность, потому что "Москвич" был моей первой машиной. На ней я учился водить», — рассказывает Найджел Стер.
В начале семидесятых годов прошлого века «Москвич-412» произвел в Британии настоящий фурор. Английский гонщик Тони Ланфранки на этой советской машине два года подряд становился чемпионом в национальных автогонках. Вот рекламный плакат того времени: «Москвич» – абсолютный чемпион ралли!»
Эти победы помогли дилерам продать в королевстве около 15 тысяч советских машин. Правда, без хитрости здесь не обошлось. В 1972 году в Британии стартовал новый чемпионат для серийных автомобилей. У него была одна интересная особенность: критерием для участия здесь являлся не объем двигателя или его мощность, а стоимость машины. В ценовой категории до 600 фунтов «Москвич» оказался вне конкуренции.
Машина дешевая, но качественная. Так про нее говорили и в прошлом веке, и сейчас. За поддержанный «Москвич», который 10 лет назад привезли из России, Найджел Стер заплатил полторы тысячи фунтов — в рублях 150 тысяч. По британским меркам это дешево. И вот уже три года англичанин катается на «Москвиче» по выходным.
«Мне нравится звук. Настоящий! Мне нравится двигатель. Они бы могли и сейчас его использовать, только немного обновив для современных машин, я думаю, это очень хороший двигатель», — говорит Найджел Стер.
В Британии есть и другие ценители «Москвича». Про них даже написали в газете The Telegraph. Пообщавшись с хозяевами авто, журналист пришел к выводу, что, «несмотря на свою бурную историю, "Москвич" остается жемчужиной для владельцев, которые лелеют эту русскую классику». Для Эда Хьюза «Москвич» и вправду жемчужина.
«На этой машине с 2000 года я проехал почти 70 тысяч километров», — рассказывает Эд Хьюз.
Эд Хьюз купил «Москвич-427» в ужасном состоянии, зато с правым рулем. Именно такие поставляли на экспорт в Британию. Эд сам его чинил и красил.
«Я покрасил ее краской для трактора, и эта краска облезла, но машина не ржавеет. И я думаю, в России "Москвичи" сейчас выглядят точно так же, не так ли?», — говорит Эд Хьюз.
Однако годы берут свое. Только выехали, как двигатель закипел. Но Эд не расстроился. Легким движением руки он слил воду, убрал термостат, и машина поехала дальше. В этом главный секрет долголетия «Москвича». Его знают и Эд Хьюз, и Найджел Стер.
«Если что-нибудь сломается, намного легче починить все самому, а не обращаться в автосервис», — говорит Найджел Стер.
Но чтобы починить, нужно сначала разобраться. На это уходит все свободное время.
«Я думала, может через неделю или две ему машина надоест, но он по-прежнему возится с ней», — рассказывает Сара Стер, жена Найджела Стера.
Первой любовью Найджела стали музыкальные инструменты. Он их реставрировал. Так что «Москвич» в каком-то смысле стал дополнением к его коллекции раритетных изделий. Найджел уверяет, что у него в роду никогда не было русских. Однако, глядя на то, как он играет на гармони в своей подсобке, этого и не скажешь.