Развитие экономики в период мировой трансформации в центре внимания Михаила Мишустина
Восстановление экономической активности опережает прогнозы, а рост ВВП, по данным Минэкономразвития, по итогам года может превысить 2,5%. Об этом заявил Михаил Мишустин, выступая на Московском финансовом форуме в столичном Манеже.
По словам премьера, нивелировать многие вызовы удалось благодаря реализации поручений президента, гибким и оперативным действиям правительства в координации с Банком России. В итоге поддержали малый и средний бизнес, системообразующие предприятия и, конечно, людей. Много говорили и об образовании.
Меньше лекций — больше практики. Так сегодня учат финансистов в России. Михаилу Мишустину рассказали о симуляторе бизнеса на основе искусственного интеллекта. В игровой форме можно пройти все этапы создания организации с нуля. Финансовое образование должно стать доступнее, особенно для тех, кто вернулся из зоны СВО. Сегодня таким студентам удобнее учиться по схеме, когда онлайн-занятия можно совмещать с работой в аудитории. Это более мягкая адаптация.
Кто-то хочет получить финансовое образование, а кто-то после фронта возвращается к профессии. Мишустин рассказал: многие сотрудники Минфина ушли воевать.
Сергей Очиров: «Сначала был в Кременной, в мае месяце был переброшен в Бахмут. На Берковском водохранилище держали оборону, потом перекинули в Клещеевку. Там во время штурма высот получил тяжелое ранение. Сейчас прохожу курс реабилитации. В скором времени вернусь на СВО. После окончания собираюсь восстановиться в налоговых органах».
Важно также, что в финансовых вузах есть отдельные квоты для детей героев: «Мой папа Руслан пошел на фронт в зону специальной военной операции добровольцем и погиб. Получив орден Мужества посмертно. Он очень хотел, чтобы я смогла получить высшее образование».
М. Мишустин: «Вашими родителями мы все гордимся. И светлая память твоему папе, который погиб, защищая Родину».
На Московском финансовом форуме собрались профильные министры, банкиры, руководители крупных компаний. В своем вступительном слове Мишустин отметил: экономические трудности, с которыми столкнулась наша страна, сделают ее сильнее.
М. Мишустин: «Вся эта история с санкциями окончательно дала понять многим странам, что без собственного технологического задела они легко могут оказаться за бортом. Поэтому правительство делает особый акцент на развитии внутреннего производства. Мы поощряем как разработку, так и освоение передовых решений на территории именно России. И для этого мы предусмотрели стимулирование выпуска критически значимой продукции. Приоритетное внимание уделяется электронной промышленности, радиопромышленности, химической, станкостроению, транспортному и энергетическому машиностроению, укреплению технологического и кадрового суверенитета страны».
После выступления Михаила Мишустина началась основная сессия форума, обсуждали, как российской финансовой системе найти баланс в эпоху мировых перемен. Оказалось, тема настолько непростая, что чем больше спикеры углублялись в финансы, тем больше вопросов возникало.
Когда в дискуссии участвуют глава Минфина, Центробанка, глава Минэкономразвития, споров и провокационных вопросов не избежать. Антон Силуанов сразу заявил: бюджетных средств хватит на все планы.
«Антон Германович, если все так неплохо, зачем тогда секвестр бюджета был сделан? — Секвестр? — Это теперь как-то другой термин? Если взять русский словарь, то это просто русское слово есть «урезание». — В этом году бюджет чуть больше 33 триллионов, в следующем — 36,6. Нормальный, здоровый бюджет, температура нормальная. — Секвестр-то зачем? Может, все-таки на вопрос ответить? — Никакого урезания в бюджете нет. А то, что вы называете секвестром, может быть, те расходы, которые мы перенаправляем каждый год на новую задачу приоритета. Этот секвестр, если брать 36.6 расхода, триллионов рублей, составляет 500 миллиардов».
Глава Минэкономразвития Максим Решетников рассказал, что ведомство уверено в своих оценках роста экономики на 2024 год, но важнее другое: каким бы ни был прогноз — государство в полном объеме выполнит все свои обязательства. Мнения об инфляции разошлись.
Глава ВТБ Андрей Костин предложил повысить целевой показатель: не 4%, а почти 6,5%, и вот почему.
А. Костин: «У нас гигантские санкции, финансовый сектор под санкциями, промышленный сектор под санкциями, жесточайшие ограничения есть. У нас специальная военная операция, которая поглощает значительные деньги. А мы вот так живем как бы и считаем, что можем такими же вот мерами спокойно, как и раньше, что-то делать. Не получится».
Глава Центробанка с Костиным не согласилась — менять цель по инфляции, по ее мнению, это потеря ориентиров. Набиуллина считает, что резких движений и в отношении прогнозов, и в ситуации с мерами по укреплению курса рубля делать не нужно.
Э. Набиуллина: «Нам нужно умно выстраивать финансовую политику, прежде всего, создавать механизмы, которые осуществляют приток финансовых средств, прежде всего в те сектора и отрасли, которые нужны для структурной перестройки».
Помощник президента Максим Орешкин назвал перестройку нашей экономики большой реформой. Мы переориентировали рынки с европейской на более здоровую экономику западных стран.
М. Орешкин: «У нас экономика выздоравливает. Рост ВВП сейчас составляет порядка 5% к уровню прошлого года. Очень низкая рекордная безработица. В целом экономика находится в очень хорошем состоянии. Надо эти набранные темпы, набранную динамику сохранять для того, чтобы рынок труда себя чувствовал уверенно, чтобы доходы населения росли».
В конце дискуссии о балансе финансовой системы страны пришли к общему выводу: в условиях полной мировой трансформации важно держаться шести приоритетов, которые обозначил президент. Больше работать с дружественными странами. Улучшать платежные механизмы. Укреплять финансовый и технологический суверенитет. Строить больше социальных объектов. Делать так, чтобы росли зарплаты людей. Поддерживать семьи с детьми.