Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
18 декабря 2012, 18:00

Причиной крушения самолёта «Суперджет-100» стал человеческий фактор

Человеческий фактор стал непосредственной причиной катастрофы новейшего российского самолёта "Суперджет-100" в мае этого года. К такому заключению пришли эксперты на месте крушения - в Индонезии. Сегодня они огласили результаты расследования: лайнер был полностью исправен, его системы оповещения работали в штатном режиме, а трагедия произошла по ошибке пилотов. В России с этими выводами согласились.

Это расследование длилось семь месяцев. Семь месяцев эксперты изучали записи двух самописцев: речевого и параметрического, прослушивали разговоры пилотов и диспетчера, по секундам восстанавливали маршрут рокового полета. Полученные данные подтвердили версию, которая была основной с первых дней расследования.

Причины авиакрушения устанавливали совместно российские и индонезийские специалисты. Причем наши инженеры, конструкторы и летчики были консультантами, официально расследованием занимались эксперты из Джакарты. Сегодня они опубликовали все итоги своего разбирательства.

"В результате расследования было установлено, что катастрофа произошла в результате сочетания нескольких факторов. Экипаж самолета не принял в расчет гористый рельеф местности на маршруте полета. На радарах в Джакарте не была установлена минимальная граница высоты для самолета, которому был задан вектор, а радары не имели системы звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте. Внимание пилота было отвлечено длительными разговорами, не связанными с полетом", - сообщил замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь.

"Суперджет-100" разбился 9 мая недалеко от столицы Индонезии. Этот самолет стал первой за последние 20 лет разработкой отечественного авиастроения. В Джакарте его достоинства и должны были оценить потенциальные покупатели. Во время второго за день демонстрационного полета лайнер врезался в отвесную скалу. Погибли все, кто был на борту: 45 человек, из них 8 россияне.

"Суперджет-100" оснащен самыми современными системами безопасности. Поэтому сразу же возникли вопросы: неужели техника подвела? После расшифровки черных ящиков стало понятно, что все системы работали в штатном режиме. Об этом сегодня заявил глава Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии.

"Система безопасности подала сигнал об опасном приближении к земле перед крушением, после чего последовали шесть сигналов предупреждения об опасности столкновения с землей. Командир экипажа отключил TAWS, так как он посчитал, что причиной ее срабатывания была проблема с базой данных", - сообщил глава Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии Татанга Курниади.

Чтобы отключить систему достаточно нажать несколько кнопок. Спокойно летать вокруг гор с неработающей системой безопасности - это практически самоубийство, говорят эксперты. Конечно, пилот "Суперджета" это понимал. За штурвалом находился летчик-испытатель Александр Яблонцев. Он первым поднимал "Суперджет" в небо и лучше всех знал эту машину. Как установили специалисты, Яблонцев не предполагал, что находится в горах.

Эксперты показывают траектории двух полетов. Первый выделен синим цветом - проходил вдалеке от гор. Второй выделен красным цветом. По плану маршруты зеркальны. Только во второй раз пилоты должны были раньше начать снижения. Для того чтобы сделать это плавно "Суперджет" планирует один полукруг. Диспетчер разрешает снижение до 1800 метров, хотя минимальная высота полета в этом районе 3200. В этот момент в кабине пилотов находится летчик индонезийских авиалиний. Командир судна отвечает на его вопросы и отвлекается от управления лайнером. Из-за этого вместо полуразворота самолет делает полный круг и летит в обратную сторону от аэродрома, в сторону гор. Система оповещения об опасности сработала за 38 секунд до столкновения.

""Столкновения можно было избежать, приняв превентивные меры за 24 секунды после первого предупреждения TAWS", - сообщил замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь.

Расследование выявило и серьезные недостатки в работе диспетчеров. Один человек одновременно следил за полетом 14 самолетов. Более того, диспетчер был уверен, что это не гражданский лайнер, а военный Су-30 под управлением местного летчика, который хорошо знает местность.

Один из главных результатов расследования касается самого самолета. Эксперты установили, что техника и все системы работали без сбоев до удара с землей. Нареканий к "Суперджету" нет. Не дожидаясь официального объявления результатов расследования, индонезийская авиакомпания приняла решение не отказываться от ранее заключенных контрактов на покупку 12 лайнеров "Суперджет-100". Один из них уже собран.

Читайте также: