Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
18 декабря 2012, 18:18

Специалисты до сих пор не знают, почему в Японском море пропала советская субмарина С-117

В 50-х в Японском море бесследно исчезла субмарина С-117. Исследователи уже долгие годы пытаются выяснить, что с ней случилось. Существуют несколько версий ее гибели.

Подлодка С-117 вышла из Советской Гавани в акваторию Татарского пролива 14 декабря 1952 года. Её задачей было добраться первой в район учений у берегов Сахалина недалеко от города Чехов и начать поиски условного противника. За ней вышли еще пять субмарин. 15 декабря капитан С-117 доложил, что вышел из строя правый дизель, но затем его починили и корабль продолжает движение в заданный район. Это была последняя радиосвязь с подлодкой. Больше на позывные С-117 не отвечала, она бесследно исчезла в океане. Гибель субмарины из-за технических проблем - далеко не основная версия ЧП.

"Первая версия - это подрыв на плавающей мине, которую сорвало. Вторая версия - это дуэльная ситуация. 1952 год, напряженные отношения с США, Корейская война", - говорит капитан 1-го ранга в запасе, заместитель командира соединения подводных лодок в Советской Гавани с 1994 по 2007 гг. Владимир Пискайкин.

Владимир Пискайкин прослужил на флоте 36 лет. Последние 14 проводит собственное расследование таинственного исчезновения С-117. Он встречался с сослуживцами экипажа подлодки, изучал документы в архиве флота. По его версии, субмарина могла столкнуться с гражданским судном.

Как выяснилось позже, в тот день в районе военных учений проходил теплоход "Горнозаводск". В условиях качки и плохой видимости из-за снега и тумана капитан судна мог не заметить лодку в надводном положении. И попросту раздавил ее корпусом.

"Я уверен в одном на 100%, что эта вмятина огромная в днище теплохода "Горнозаводск", которую установила и увидела комиссия, она появилась не просто ниоткуда. Конечно, это столкновение с подводным предметом", - отмечает капитан 1-го ранга в запасе, заместитель командира соединения подводных лодок в Советской Гавани с 1994 по 2007 гг. Владимир Пискайкин.

По официальной версии, причиной повреждения днища "Горнозаводска" стало плавание во льдах. Но подводник полагает, что такая трактовка событий была удобна особому отделу, поскольку судно перевозило заключенных из Владивостока в Магадан.

История трагической гибели С-117 подробно описана в книге "Спасите наши души" Владимира Шигина. Он рассказывает, что для поиска были привлечены тральщики, несколько эсминцев, подводные лодки, авиация и даже гражданский флот. Но все усилия были тщетными. Не было обнаружено ни одного признака аварии. Ни масляных пятен на поверхности моря и обломков субмарины.

Поиски и расследование прекратили через год. 51 подводник так не вернулся домой. Сегодня о лодке С-117 проекта "Щука" известно не многим.

Во Владивостоке есть памятник другой лодке времен войны - С-56. В музейной экспозиции посвященной подводному флоту есть лишь несколько фотографий С-117. И мало кто знает о подвигах, совершенных экипажем "Щуки" в годы войны. Капитан первого ранга в отставке Владимир Леонтьевич Майстер в свои 90 лет прекрасно помнит героев.

"Во время войны с Японией ему было дано такое важное задание: высадить с лодки на Южной Сахалин разведывательно-диверсионную группу. Что он, в общем-то, хорошо выполнил", - рассказывает ветеран, капитан 1-го ранга в отставке Владимир Майстер.

В 50-е годы прошлого века техника не позволила найти на дне корпус погибшей лодки. Предположительно она лежит на глубинах до 500 метров, и современная техника может ее обнаружить. Однако для этого нужна специальная дорогостоящая экспедиция. Тайна С-117 будет раскрыта, только если поднять субмарину. Сегодняшние подводники надеются, что это обязательно случится. И экипажу пропавшей "Щуки" можно будет отдать последние воинские почести.

Читайте также: