Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
17 марта 2013, 22:01

Начинается Великий пост — время, за которое нужно быть благодарным

Подумать о душе. Масленичная веселая неделя заканчивается через пару часов. Ночью начинается великий пост. В последнее время количество тех, кто отказывается на семь недель от мяса, молока и яиц, возросло. Как и количество ресторанов, предлагающих постное меню. Но изначально суть Великого поста не в гастрономическом воздержании, главное – "не есть человеков". То есть зла не делать. Вне зависимости - веришь или нет.

Великий пост в обществе потребления. Семь недель добровольного воздержания в среде, где любая сдержанность сама по себе страшный грех; где предложение давно превышает неуемный спрос; и тем не менее с каждым годом количество людей, добровольно ограничивающих себя, постоянно растет.

"Я понимаю, что мне необходимы периоды, когда я должен вспоминать, что я управляю самим собой. Момент самоконтроля важен. То есть совершенствовать себя, кому-то служить. Ощущение, что ты кому-то служишь, очень облагораживает твои действия, делает их логичными. Это чувство понятно очень военным, настоящим военным, которые в сути преданы. Это чувство очень понятно верующим людям, которые пришли в Церковь не для того, чтобы просить, а чтобы благодарить", - говорит актер, кинорежиссер Иван Охлобыстин.

Религиозная традиция состоит в том, что каждый пост – это веха на пути к Богу. Делая первый шаг, постящийся оказывается как бы на лестнице, ведущей вверх от поста к посту. И с каждой ступенью он должен становиться лучше. Если этого не происходит, то пост становится досадной диетой. Отказ от мяса и молока не самоцель, это лишь способ научиться не есть людей...

"У меня было один раз руководство очень постящееся, они все постились страшно. Мы когда ходили вместе обедать, просили дать огурчики-помидорчики, просили не капать растительным маслом, что вообще везде разрешено. А потом мы приходили на совещание и огребали так, что... В принципе, думаешь: "съел бы ты свою сосиску с утра уже, что ж ты так людей разносишь?", - делится журналист Ольга Любимова.

Безусловно, как сам Великий пост, так и его конкретные правила неразрывно связаны с естественной средой обитания, и при желании вполне объяснимы с рациональной точки зрения. Однако эти правила, традиции и символы появились в ту пору, когда Церковь являлась такой же неотъемлемой составляющей среды обитания, как климат или урожай.

В современной же жизни религия отделена от реальной будничности почти так же, как церковь от государства. При этом общество, претендуя на некоторую самобытность, не просто сохраняет, но активно культивирует наиболее живописные из обычаев прошлого. Великий пост, среди прочего, рискует оказаться встроенным в такую систему символов, лишенных изначального смысла.

"Господи, владыка живота моего... даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Вот в этом в сущности и смысл Великого поста, и дело вовсе не в количестве мяса, рыбы, молока, которые ты съел или не съел", - подчеркивает искусствовед, профессор, ректор театрального училища им. Щепкина Борис Любимов.

Сама история представлений о грехе начинается с еды. Адам, поддавшись на искушение дьявола, съел яблоко и тем самым нарушил пост. Поставленный перед дилеммой "жизнь или выживание" он, а вместе с ним и все мы, выбрали второе. И тем самым обрекли себя на смерть. С этого момента еда становится необходимым условием нашей жизни. Пост - это осознанный ответ на вопрос, что значит быть живым, что означает жизнь вообще. В идеале это доказательство того, что наша зависимость от материального не окончательна и не абсолютна.

"Конечно, это момент выбора, который стоит перед нами, как – "нация" слово не очень люблю – как перед народом, народом божьим, когда новое поколение уже не понимает, ради чего воевали, строили, уже и объяснить-то трудно, потому что вокруг общество соблазна. Общество потребления – это общество соблазна, а все потребить невозможно. Поэтому я думаю, что общество вернется к своим истокам и найдет смысл в обществе подвига ежедневного", - считает историк Церкви Алексей Светозарский.

Очень вольно трактуя фразу Христа о том, что не хлебом единым жив человек, наша цивилизация невероятно расширила список вещей, якобы необходимых человеку для жизни. Сегодня в него попадают даже омары и лобстеры в постных меню ресторанов.

Слово "кризис", ставшее в последние годы определяющим для нашего общества потребления, в переводе с греческого значит "суд". Возможно, заложенный в Великом посте смысл сознательного перехода от жизни, основанной на том, что хочется, к жизни, основанной на том, что действительно необходимо, это способ спасения не только каждого конкретного человека...

Читайте также: