Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 ноября 2015, 21:27

СМИ: работа служб безопасности египетских аэропортов вызывает множество вопросов

Президент Египта попытался спорить с решением российских властей о вывозе наших соотечественников из страны, назвав принятые меры "несправедливыми". Ведь именно россияне - основной контингент недорогих курортов Красного моря, и потери египетского бюджета только от запрета на полеты оцениваются минимум в полмиллиарда долларов.

Но и российские, и западные спецслужбы уже заявили - на борту погибшего самолета не было лиц, связанных с экстремистскими группировками. Значит, если версия о взрыве в самолете состоятельна, речь уже идет о том, насколько египетские власти гарантируют безопасность туристов.

Те, кто побывал на курортах, уверяют - контроль недостаточный. А бывший сотрудник Управления транспортной безопасности США делает вывод - небольшие аэропорты, такие как Шарм-эш-Шейх, относятся достаточно халатно к подбору своего персонала, то есть, к тому, кого нанимают на работу.

И речь может идти и о законсервированном агенте, и о радикале из "Братьев-мусульман", которых в Египте сотни тысяч.

Туристы рассказали журналистам Первого канала о том, как обстоят дела с безопасностью в египетских аэропортах, ведь жизни пассажиров зависят от того, насколько спецслужбы готовы сработать на опережение.

После катастрофы самолета, причины которой еще не названы, в аэропорту Шарм-эш-Шейха всё как под лупой. И вдруг на этой неделе мировые СМИ показали рядового британского туриста, Дэйла Паркина, который дал взятку сотруднику египетской службы безопасности: 30 долларов за то, чтобы пройти в самолет без очереди.

"Сотрудник кивнул паре-тройке разных людей, и тогда нас пустили пройти без очереди. Наш чемодан взяли и понесли сквозь толпу. Мы сами прошли через металлоискатель, но багаж ни на одном пункте не проходил сканнер. Когда я думаю об этом сейчас, это было странно", - рассказывает он.

Турист из Британии стал сенсацией и шоком для мировых СМИ. Правительства разных стран выделяют миллионы на меры безопасности, а тут какой-то Паркин в пляжной панаме за 30 долларов покупает службу контроля аэропорта.

Стандарты безопасности авиаперевозок были ужесточены после терактов 11 сентября не только в США. Крупные аэропорты усовершенствовали систему досмотра.

"Сейчас очень во многих странах применяются умные компьютеры, которые наблюдают за прибытием пассажиров и по многим признакам могут показать на того или другого пассажира, который считается угрозой. Сканеры, которые отслеживают багаж, цветные и довольно эффективные", - рассказывает бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

Говорят, что в израильском аэропорту Бен-Гурион среди встречающих и провожающих всегда дежурят агенты Моссада под видом обычных граждан. В США есть "серые" списки пассажиров. Вот, например, видеозапись: пассажиры европейской внешности проходят без ручного досмотра, а мужчину в мусульманской одежде обыскивают и прямо на месте просят сдать отпечатки пальцев. Пассажиры привыкли снимать обувь, послушно выкладывать бутылки с водой, а если надо — и раздеваться. Аэропорты буквально напичканы камерами, датчиками и умными системами. А штат служб авиабезопасности постоянно растет.

"Многие террористические атаки в мировой истории были сделаны при участии собственных охранников, кем-то, кто близок к объекту, имеет доступ и контроль. Так что чем больше охранников у вас, тем больше слабых звеньев. Потому что всем этим людям вы должны доверять", - говорит профессор социологии Нью-Йоркского Университета Харви Молотч.

"Есть такое специальное понятие, контролируемая зона, и к ней допуск мы с вами, пассажиры, не имеем", - говорит эксперт Международной организации гражданской авиации Виталий Бордунов.

"Теоретически этот поток, огромнейший поток чемоданов, клади и коробок, он нескончаемый. И естественно, что при желании можно их вскрыть, можно что-то подложить. Для этого нужно меньше минуты, я думаю", - полагает эксперт по безопасности Александр Романов.

Кадры обычного рекламного ролика. Продают специальную ленту для обвязки чемодана, а чтобы лучше продавалась, в телемагазине показывают, как легко можно вскрыть чемодан и подбросить наркотики или оружие даже в сумку, обмотанную целлофаном. А маленькие замочки на чемодане, как говорится, помогают только от честных людей и открываются с помощью обычной скрепки. На другом любительском ролике какой-то парень у себя в мастерской открывает молнию чемодана с помощью обычной шариковой ручки. Впрочем, потенциальным преступникам нет нужды даже взламывать чемодан, на ленте всегда есть багаж без замков. Вопрос лишь в том, найдутся ли сотрудники аэропорта, готовые нарушить технику безопасности.

"Пример наш собственный, российский. Две террористки, которые подкупили капитана милиции, который должен был, обязан был их не пропустить без досмотра, однако это произошло. Результат - два самолета и жертвы", - напоминает эксперт Виталий Бордунов.

В августе 2004 года милиция задержала в аэропорту "Домодедово" двух подозрительных женщин. Но за взятку в тысячу рублей капитан милиции Михаил Артамонов отпустил их. Позже они снова дали взятку контролеру аэропорта, и всего за 30 долларов он провел террористок-смертниц на борт самолета без документов, без досмотра и уже после окончания регистрации. Тогда погибли 89 человек. А российские службы безопасности получили горький урок.

Всего пару недель назад из аэропорта "Шереметьево" пришла новость о контрабанде редких птиц. Резонанса она не вызвала, активно обсуждали разве что любители-орнитологи. Сотрудники ФСБ задержали нескольких грузчиков аэропорта "Шереметьево". Те нелегально проносили в самолет сумки с редкими птицами, кречетами. Грузчикам грозит серьезная уголовная статья. Хотя, тут, на первый взгляд, никакого терроризма. Кречеты отправлялись в арабские страны, там их продавали по 50 тысяч долларов. Но сотрудники ФСБ хорошо понимают: отработав канал "на птичках", те же грузчики могут подложить в самолет и другой груз.

"Я думаю, что эти люди очень изощренные, у них такая дьявольская фантазия, что они наверняка отслеживают малейшие лазейки, которые можно использовать", - считает Александр Романов.

Но Россия, Америка, и страны ЕС могут контролировать лишь свои аэропорты. Пока идет расследование катастрофы над Синаем, вскрываются все новые и новые подробности работы египетских аэропортов.

"Хоть ручную кладь и проверяли, сканировали, никакого визуального осмотра не было, так что можно было свободно пронести жидкости на борт. Сотрудников службы безопасности это особо не волновало", - рассказывает один из пассажиров.

"Две кассы работали, два контроля, долго смотрели. Просят денег, если хочешь мимо очереди пройти. Плохо там смотрят, паспорта практически не смотрят, так, бегло открыли и все", - рассказывают другие туристы.

Египетский пограничник ставит печати так быстро, что его можно было бы показывать в цирке. Следите за ловкостью рук. За 18 секунд он "проверил" пять паспортов. При этом непонятно, успевает ли пограничник хоть прочитать иностранную фамилию. Но иногда работники аэропорта вовсе отсутствуют, и туристам приходится их разыскивать.

"Ты заходишь в огромное здание, ты один. Кричишь, ищешь этих пограничников, таможенников, чтоб тебя проверили. Потом ищешь того, кто тебе штамп поставит, чтоб тебя можно было выпустить. Они где-то сидят, пьют кофе", - рассказывает один из пассажиров.

Но когда сотрудники аэропортов все-таки на местах, не надо долго думать, кому дать взятку. Египтяне сами намекают, что ту или иную услугу можно получить за деньги и даже поторговаться.

"Когда будете получать билеты, с вас вымогают деньги за якобы более лучшее место в самолете", - рассказывает один из блогеров-путешественников о своих впечатлениях от Египта.

При этом известно, что в Египте при отъезде из отеля принято чемоданы просто выставлять в коридор, а работники сами их грузят в автобусы. Туристу можно подложить что угодно. И он, сам того не ведая, повезет опасный груз в аэропорт. Агентство "Ассошиэйтед Пресс" на этой неделе опубликовало собственное расследование, из которого следует, что сумку с наркотиками в аэропортах Египта пропускали за десять евро, а один из сканеров, которым проверяют багаж, давно вышел из строя, но его так и не заменили.

Что можно сделать в такой ситуации, на этой неделе решали в российском правительстве. Дмитрий Медведев поручил министру транспорта принять все возможные меры для того, чтобы повысить уровень безопасности в аэропортах, куда чаще всего летают россияне.

"Хотел бы вам поручить отдельно поработать со всеми авиационными властями тех государств, куда летают наши самолеты, имея в виду возможность предпринять дополнительные меры по обеспечению безопасности. Естественно, это добрая воля тех государств, куда направляются самолеты из Российской Федерации", - сказал Дмитрий Медведев.

В эту субботу на подъезде к аэропорту Шарм-эш-Шейха – очередь, потому что каждую машину обыскивают. У входа тяжелая техника с автоматчиками. Внутри пассажиры ждут по многу часов, потому что досмотр теперь длится минимум два часа. Оказывается, что если проверять на совесть, египетские службы досмотра не такие уж быстрые. Все эти меры безопасности в египетских аэропортах появились не после трагедии, а после того, как Россия и другие европейские страны отменили свои рейсы. А до этого вход в типичный египетский аэропорт выглядел как обычно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей