Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
2 октября 2016, 21:40

Как сделать государственную машину эффективнее? Интервью с Дмитрием Медведевым

Государственная машина неповоротлива. Коэффициент полезного действия остается низким. Так сказал глава правительства Дмитрий Медведев, нужно иначе управлять хозяйством страны. Как? Правительство будет повсеместно внедрять проектный подход.

Сегодня чуть ли не основной способ управления – поручения президента, председателя правительства, руководителей следующих уровней управления. Это важные, содержательные, полезные поручения. Но вот представьте, что у вас есть дом. Не новый. С ним все время какие-то проблемы, то одно, то другое. Жена дает мужу поручение. А, может быть, наоборот, муж жене. Починить покосившийся забор. Полезно? Конечно. Крыша протекла. Поручение – залатать крышу. Тоже важно. Это управление по поручениям.

А вот проектный подход. Семья говорит: что же мы все латаем и латаем старый дом, давайте мы организуем масштабный проект и построим новый дом. Здесь, конечно, сразу возникает много вопросов и задач. Не хватает денег, где их взять. Как построить подешевле? Может быть, помогут друзья и родственники. Какой дом строить? Как его спроектировать? И так далее и так далее. Но зато если проект исполнить, будет большой результат - новый дом.

Проектный подход предполагает цель и результат. Надо перемонтировать государственную машину так, чтобы она работала на результат. Это непросто. Бюрократия, любая бюрократия, любит работать на процесс, а не на результат. Совещание провести, бумагу выпустить, постановление издать.

Как сделать государственную машину эффективнее? Чтобы она лучше работала на благо людей. Об этом мы говорили с председателем правительства России Дмитрием Медведевым.

Валерий Фадеев: «Дмитрий Анатольевич, только что закончилось пленарное заседание, вот прямо здесь, на этой сцене вы выступали с большим докладом, и вы в начале речи сказали о консолидации общества после выборов в Государственную Думу. Власть как собирается использовать эту консолидацию? Вот на неделе уже говорят о возможном повышении налогов, в том числе на зарплату, социальный налог. Говорят о возможном изменении пенсионной системы. Что ждать людям?»

Дмитрий Медведев: «Людям нужно исходить из того, что власть будет вести себя ответственно и предсказуемо, несмотря на то, что избирательный цикл закончился, ну, и партия, которую я представляю, «Единая Россия», действительно добилась неплохих успехов на выборах в Государственную Думу, на выборах в законодательные органы субъектов Федерации. Мы, хочу это ответственно, специально сказать еще раз, очень ценим то доверие, которое было оказано гражданами нашей страны курсу президента, курсу «Единой России», правительству, и будем стараться сделать все, чтобы не обмануть надежды наших избирателей. Поэтому все решения, которые будут приниматься правительством, и, надеюсь, коллегам из Государственной Думы, будут абсолютно ответственными, исходя из того, что в нынешней ситуации любые изменения, любые преобразования должны быть очень четко поставлены в зависимость от уровня жизни людей, от их социального самочувствия. Иными словами, никаких революций быть не должно, они опасны. Мы будем придерживаться в этом смысле разумно-консервативного курса, будем исполнять те решения, которые были приняты еще до выборов, будем заниматься реализацией указов президента от 7 мая 2012 года, мы будем выполнять программу правительства и, конечно, будем исполнять те программные установки, о которых говорили в ходе вот этой самой избирательной кампании. Никаких каких-то сверхъестественных, экстраординарных мер мы не планируем предпринимать, при том, что, конечно, мы обязаны провести консолидационные меры для того, чтобы обеспечить нормальный бюджет и исполнение социальных обязательств».

Валерий Фадеев: «Дмитрий Анатольевич, вы в своем выступлении, в статье своей очень критично описывали, как функционируют государственные машины. Тяжело функционируют, пробуксовывают, бюрократия часто сбоит. Здесь, на дискуссии Алексей Кудрин тоже много соображений высказывал на этот счет, и мы все ждем программу, которую представит Алексей Кудрин в следующем году. Это, наверное, будет интересно, но правительство ждать не может. Что сейчас вы планируете делать для того, чтобы госмашина работала эффективнее?»

Дмитрий Медведев: «Начнем с того, что у нас подготовкой программных документов занимаются разные институты, разные государственные организации и различного рода экспертные структуры, и Алексей Леонидович Кудрин этим занимается, и некоторые другие наши коллеги занимаются подготовкой предложений о том, каким образом могла бы страна развиваться в среднесрочной перспективе, это очень важная работа. Но вы правильно сказали, работа правительства совершенно другая, мы не можем ждать никаких новых программ, мы обязаны реализовывать те решения, которые принимались. Я об этом только что сказал. Поэтому, если нужно платить зарплату, мы должны ее платить, причем в том размере, в котором это установлено указами президента. Если нужно принимать решение о финансировании строительства дорог, мы будем принимать эти решения для того, чтобы исполнить те обещания, которые принимали на себя. Вопрос в том, как это делать. И вот именно это обсуждалось на форуме. Можно делать это так, как мы всегда делали, через различного рода поручения, а можно попытаться внедрить в эту деятельность так называемый проектный подход с использованием так называемого проектного менеджмента, который достаточно энергично применяется в различных общественных отношениях, включая бизнес. Понятно, что государственное управление и руководство бизнесом — это разные вещи, но отдельные элементы программного управления довольно успешно применяются в государственной жизни. Именно поэтому почти десять лет назад мы начали реализацию так называемых первых национальных проектов, когда выделили конкретные направления общественной жизни, важнейшие для людей, это здравоохранение, образование, жизнь на селе, квартиры, которые люди должны получать, и начали туда отправлять дополнительные ресурсы и контролировать исполнение показателей. Это принесло неплохой результат, это все признают. Вот и сейчас мы хотим использовать такой проектный метод для достижения важнейших показателей, для достижения важнейших для жизни нашей страны, для людей решений как в социальной сфере, так и в области экономики. Но это касается того же образования и здравоохранения, но в то же время касается малого и среднего бизнеса, инфраструктурных проектов, городской среды».

Валерий Фадеев: «Мне кажется, что те нацпроекты реализовывались во многом в обход бюрократической машины вами. Есть результаты и в здравоохранении, и в образовании, мы их видим, мы их знаем, детская смертность, продолжительность жизни, школы появились приличные, Агропром и так далее. Сейчас вы говорите: «Нет, не в обход бюрократической машины, а изменить бюрократическую машину». Я правильно понимаю?»

Дмитрий Медведев: «Да, вы правильно понимаете, дело в том, что бюрократическая машина, она потому и машина, что она старается всех подстроить под себя. Почему так трудно бороться с бюрократическими всякими вывертами, с бюрократическими проблемами? Это мощная сила, поэтому наша задача не только в том, чтобы в обход какой-то там машины или отдельных элементов государственного управления выстроить какую-то параллельную систему. Это можно сделать в короткой перспективе, но на будущее мы должны поменять саму систему государственного управления, сделать ее более современной, открытой, мобильной. Ведь о чем говорили на форуме сегодня? Говорили о том, что действительно наша система государственного управления во многом несет не себе родовые черты еще советской и постсоветской эпох, когда была совершенно другая жизнь, другая экономика, другие стандарты, другие даже коммуникации. Мы с вами помним, что все решения до последней поры принимались в бумажной форме, необходимо было обежать огромное количество различных чиновников, подписать, получить согласование, визы. Это все отнимало, да и сейчас зачастую отнимает недели, месяцы, иногда годы. А современная система коммуникации электронное взаимодействие позволяет решать эти задачи буквально в считанные часы. Поэтому очевидно, что нам нужно не только подстроить эту государственную машину, но сделать ее принципиально подходящей для решения очень важных для страны задач, прежде всего, социально-экономических».

Валерий Фадеев: «Возьмем жилье, лишь меньшая часть, к сожалению, наших российских граждан в состоянии купить жилье по ипотеке. И цены высоки, и процентные ставки велики, и по ипотеке две-три цены платит каждый гражданин. Что здесь ожидать?»

Дмитрий Медведев: «Знаете, я считаю, что мы за последнее время сделали очень хороший шаг вперед с точки зрения внедрения современных способов решения жилищной проблемы. За последние годы мы очень существенно нарастили количество ипотечных кредитов. По сути, этот институт возник 10 лет назад, и сейчас каждый год происходит прирост количества ипотек, даже в нынешнем году, когда есть определенные сложности на строительном рынке, все равно за восемь месяцев количество ипотек выросло. При то, что, конечно, я не могу не согласится с тем, что стоимость ипотеки остается высокой. Это связано с действующими макроэкономическими условиями, с ситуацией на кредитном рынке, но и, в конечном счете, с теми показателями, которые дает экономика страны.

В настоящий момент мы можем заметить, что рост цен замедлился, инфляция стала ниже, что дает основание предполагать, что в относительно короткой перспективе можно будет говорить и о снижении основных банковских ставок, включая ключевую ставку Центрального банка. Понятно, что Центральный банк самостоятельно решает эти вопросы и ориентируется на достаточно консервативные предположения, но, тем не менее, при сохранении этого тренда очевидно, что ключевая ставка снизится. И в этом случае мы выйдем уже на вполне приемлемые, я бы сказал, современные, цивилизованные ставки ипотечных кредитов. Но и до этого мы стараемся поддерживать тех, кто берет ипотечный займ, у нас есть программа поддержки ипотек, которая позволяет сбить ставку с запредельно высокой, которая была еще совсем недавно там 18 и 20%, до относительно приемлемой, там в виде 12-13%, по которой люди готовы приобретать квартиры в ипотеку, то есть брать квартиры в кредит.

Мы и дальше эту программу будем развивать, потому что она позволила решить жилищную проблему миллионам наших людей. Наконец, есть и альтернативные способы решения этой задачи. Например, получить землю и построить собственный дом, такая программа, вы знаете, действует в отношении многодетных семей, а те, кто не хотят получать землю, могут взять специальное такое пособие, которое позволит либо приобрести жилье, либо оплатить значительную часть ипотечного взноса. То есть набор инструментов, он довольно широкий, и мы будем стараться делать его еще более таким удобным для использования нашими гражданами».

Валерий Фадеев: «А что касается самой цены жилья, скажем, в цену жилья входит стоимость земли, инфраструктуры, возвращаясь к муниципалитетам, это тоже повышает же конечную стоимость жилья. Почему бы здесь не найти решения, в конце концов муниципалитет ничего не потеряет, если предоставит землю бесплатно гражданам, которые построят там жилье».

Дмитрий Медведев: «На самом деле я с вами согласен, муниципалитет в ряде случаев должен быть просто заинтересован, в том, чтобы...»

Валерий Фадеев: «Собака на сене получается».

Дмитрий Медведев: «В том, чтобы просто большее количество людей получили землю, построили там свой дом и начали развитие хозяйства, тем самым появится и новый плательщик налогов на этой муниципальной территории, ну, и будут решаться многие другие задачи. Мы сейчас провели инвентаризацию тех земельных ресурсов, которыми располагаем. Россия же огромная страна, не вся земля, конечно, пригодна для строительства жилья, но все-таки огромные территории у нас есть, и договорились, в том числе с использованием новых механизмов, включая институты развития, вот неиспользуемые земли, пригодные для того, чтобы строить жилье, либо просто изымать и отдавать для предоставления гражданам под строительство, либо каким-то образом вовлекать их в оборот с тем, чтобы туда можно было подтащить коммунальную инфраструктуру, чтобы можно было подвезти воду, свет, газ, ну, и построить рядом всю социальную инфраструктуру, которая нужная для нормальной жизни. Я имею в виду детские сады, школы, поликлиники, больницы, вот такая работа сейчас идет, в том числе в рамках агентства по ипотечному жилищному кредитованию и других институтов развития».

Валерий Фадеев: «Дмитрий Анатольевич, когда будет экономический рост?»

Дмитрий Медведев: «Мы исходим из того, что в конце года эти негативные тренды, которые формировались в нашей экономике на протяжении последних двух-трех лет, они себя исчерпают и благодаря мерам, которые правительство предпринимало, и благодаря общему оздоровлению ситуации. И уже в начале следующего года мы выйдем на относительно небольшие параметры экономического роста, то есть роста валового внутреннего продукта. Притом, что другие макроэкономические условия у нас остаются очень неплохими, у нас низкий государственный долг. Это очень важно для того, чтобы страна себя чувствовала комфортно, у нас значительные объемы золотовалютных резервов, сопоставимые с первой десяткой стран мира, у нас снизилась инфляция, о чем мы с вами уже говорили, то есть рост цен не такой, как был в последние даже десятилетия, и, может быть, по итогам этого года мы выйдем на самую низкую инфляцию за всю новейшую историю, что позволяет рассчитывать и на дальнейшее экономическое развитие».

Валерий Фадеев: «Это очень важно то, что вы сказали, что вы ожидаете пусть небольшого, но все-таки экономического роста, потому что это будет означать, скорее всего, перелом тенденции в доходах, зарплаты начнут, пусть немножко, но подрастать».

Дмитрий Медведев: «Конечно, и мы прекрасно понимаем, что в условиях падающей экономики произошли негативные изменения на социальном рынке, иными словами, замедлились выплаты, в целом ряде случаев произошло снижение реальных доходов наших людей, это никому не нравится, и эту тенденцию необходимо переломить. И, я думаю, что шансы для этого весьма неплохие».

Валерий Фадеев: «Надеюсь, что получится. Спасибо вам за ваше интервью».

Дмитрий Медведев: «Спасибо, Валерий, надеюсь, что все будет так, как мы сегодня с вами обсуждали».

Читайте также: