В США продолжают искать доказательства вмешательства российских хакеров в выборы президента
А пока на территорию Америки свободно приезжают реальные убийцы и террористы, сенаторы ищут виртуальных врагов. Законодатели пытаются найти доказательства вмешательства российских хакеров в процесс выборов президента. В спецкомитете по разведке представители трех интернет-гигантов — Twitter, Facebook и Google — объясняли суть своей работы. Из их ответов становилось понятно: доказательств вмешательства России в выборный процесс нет.
Пять часов представители трех интернет-гигантов — Google, Twitter и Facebook — отвечали на вопросы сенаторов. Комитет по разведке безуспешно пытался найти хоть какие-то следы российского влияния на выборы. Причем, судя по заявлениям, уже не только американские.
«Речь не только о нас, но и обо всем Западе. Мы знаем, что русские вмешивались в выборы во Франции, они вмешивались в выборы в Германии. Они участвовали в разделении Испании, а также поддерживают кампанию в Шотландии, направленную на отделение от Великобритании», — заявляет сенатор Ангус Кинг.
Участники слушаний готовились основательно: принесли с собой огромные копии страничек в социальных сетях. Например, сообщество американских патриотов. Снимок страницы движения за права чернокожих. А вот группа сторонников конфедератов. Казалось бы, при чем тут Россия? Сенаторы считают, что все эти группы были созданы российскими «троллями» с целью рассорить американцев накануне выборов.
Как именно — продемонстрировал демократ Марк Уорнер. Он показал копию аккаунта, подписчики которого накануне выборов получили картинку с Хиллари Клинтон в образе дьявола и со словами, что должен победить Иисус. Вердикт: это тоже русские. Сенатора Бланта в свою очередь заинтересовала материальная сторона вопроса:
- Мистер Стретч, сколько денег русские потратили на рекламу, которую мы теперь считаем разрушительной и политически некорректной?
- Примерно 100 тысяч долларов.
- А сколько Клинтон и Трамп вместе потратили на свои кампании в Facebook?
- Совместно примерно 81 миллион долларов.
Еще раз: 100 тысяч против 81 миллиона долларов. Реклама, отправленная, как утверждается, с фейковых аккаунтов, просто капля в море по сравнению с тем, что тратили сами кандидаты. Над этим в статье о слушаниях иронизирует британская Guardian:
«Небольшой офис русских «троллей» свел на нет 241 год американской политической истории с помощью набора сомнительных мемов и бюджета, которого едва ли хватит на покупку билборда в Бруклине».
Вместо того, чтобы расставить все точки над “i”, слушания внесли еще больше сумятицы. Демократы ведь строили свои обвинения на том, что так называемые «тролли» публиковали контент в интересах Дональда Трампа. Однако заявления юрисконсульта Facebook с этим никак не вяжутся: по его словам, репутацию Трампа, напротив, пытались подорвать.
Провокации были как против него, так и против Клинтон, утверждает республиканец Джим Рисч. Продемонстрированные копии страниц из социальных сетей — тому подтверждение. В чем же тогда логика?
«Сенатор, нам очень трудно установить мотивы. Мы надеемся на вашу помощь», — заявил юрисконсульт Facebook Колин Стретч.
На слушаниях зашла речь и о телеканале RT. Старший вице-президент Google Кент Уолкер заявил: претензий к работе компании нет. А Twitter, недавно запретивший рекламу на всех аккаунтах RT, хотя ранее сам же составлял для телеканала коммерческие предложения, свои действия объясняет так:
- Когда мы сделали рекламные предложения в прошлом году, мы их считали обычной медиаорганизацией, как BBC, например, — говорит исполняющий обязанности юрисконсульта Twitter Шон Эджетт.
- Вы по-прежнему считаете RТ обычной медиаорганизацией?
-Нет, теперь мы так не считаем.
Тем самым представители Twitter подтвердили то, что и так было понятно: журналисты теперь не в равных условиях. Это от них, собственно, и хотели услышать сенаторы. Более того, социальным сетям предложили пересмотреть политику взаимодействия и со спецслужбами.
В комитете по разведке в свою очередь дали понять, что впредь надеются получать от компаний любые сведения по любым запросам. Возражений не последовало.
Намерена ли Москва как-то реагировать на действия Сената, спросили на брифинге официального представителя российского МИД Марию Захарову.
«Когда наши средства массовой информации подвергаются просто прямому давлению, иногда — запугиванию, иногда — шантажу, то, конечно, эти ответные меры будут приняты. Помните, как у Владимира Винокура: «Хорошо, можете не говорить, будет сюрприз». Вот, будет сюрприз», — сказала Мария Захарова.
В нашем посольстве в Вашингтоне в свою очередь заявили, что слушания лишь в очередной раз продемонстрировали беспочвенность предъявляемых России обвинений.