Владимир Путин дал интервью программе «Время» в день ее пятидесятилетия
С Новым годом! Для большинства людей сегодня – один из самых любимых праздников. Но для нас это еще и совершенно особенный день. Ровно 50 лет назад на телевидении впервые вышла телепередача, которой суждено было стать главной информационной программой сначала Советского Союза, а затем и новой России. Так что юбилей программы «Время» для всех, кто делает новости на Первом канале, это действительно особый день. И по этому случаю у нас в студии особый гость. В первый день нового года президент России Владимир Путин пришел в прямой эфир программы «Время», чтобы поздравить Первый канал с юбилеем главной информационной программы страны. О самых запомнившихся новостях в полувековой истории программы поговорили с главой государства руководитель Дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов и диктор Центрального телевидения, заслуженная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Кирилл Клейменов: «Добрый вечер и с Новым годом!»
Владимир Путин: «Добрый вечер!»
Кирилл Клейменов: «И с нами в студии Анна Шатилова, звезда «Времени» и для многих из нас учитель, это тоже важно».
Анна Шатилова: «Спасибо, Кирилл».
Владимир Путин: «Вы хорошо знаете, что я бываю здесь очень редко. За все годы работы в качестве президента, председателя правительства Российской Федерации я был здесь в студии не более двух раз. Но сегодня особый день, сегодня юбилей у программы «Время», и это не только праздник вашего большого коллектива, даже не только праздник российского телевидения и Первого канала. Безусловно, это праздник всей страны. Потому что за эти 50 лет программа «Время» стала, безусловно, лидером информационных программ в нашей стране, и я думаю, что ее и за границей внимательно, с интересом и удовольствием всегда смотрели и смотрят.
Здесь выросла целая плеяда замечательных, очень талантливых людей. Мы всегда, и я в том числе, всегда любовались и радовались блестящему русскому языку. Всегда это была на самом высоком уровне работа всего технического персонала. Это, как известно, школа замечательных кадров для телевидения. Сейчас мы только что разговаривали с руководством канала, да и вы, Кирилл, говорили – почти на всех каналах «информационнщики» вышли из программы «Время».
И что самое главное, на мой взгляд, в этой большой 50-летней истории, это то, что программа «Время» не просто очень информационно насыщенная. Она в известной степени всегда была и остается эталоном надежности. Совсем недавно мне коллеги из Академии наук презентовали нашу новую российскую энциклопедию – Большую российскую энциклопедию. Они сравнивали Википедию, другие источники, интернет… Всегда в любом деле, а в информационном деле – тем более, всегда важен эталон надежности. Всегда важен эталон достоверности и своевременности информации применительно к информационной работе. Всем этим критериям в полном объеме всегда отвечала и отвечает программа «Время». Я вас сердечно и от всей души поздравляю с юбилеем, и от имени вашего зрителя, желаю новых больших успехов».
Кирилл Клейменов: «Спасибо».
Анна Шатилова: «Спасибо за такую очень высокую оценку программы «Время». Мне хотелось спросить: программа «Время» появилась на свет, когда вы уже заканчивали школу. Мне интересно, тогда в вашей семье был телевизор? И если да, существовала ли традиция вечерком всей семьей смотреть программу «Время»?»
Владимир Путин: «Мы жили небогато, но телевизор у нас был в 1968 году – и у нас, и у наших соседей. Это все-таки даже для нас, для моих родителей, которые жили от зарплаты до зарплаты, а частенько и занимали до зарплаты, все-таки телевизор могли себе позволить купить. И телевизор был, и мы смотрели, конечно. Бывало, что смотрели и семьей, но не часто».
Кирилл Клейменов: «Владимир Владимирович, а вы можете вспомнить какую-то новость, которая вас бы зацепила? Новость из телевизора того времени?»
Владимир Путин: «Да, если прикинуть, что это было 50 лет назад – 1968 год, 1969-1970, из тех ярких событий, это появление в нашем небе сверхзвукового гражданского самолета Ту-144. Нам он казался и до сих пор кажется какой-то фантастикой, а тогда тем более. Это было что-то невообразимое. Яркие спортивные события, известная хоккейная серия 1972 года…»
Анна Шатилова: «Тогда хоккей - даже я «болела» за ЦСКА, муж был поклонником ЦСКА, Тарасова любили, бежали смотреть».
Владимир Путин: «У меня мама «болела»!»
Кирилл Клейменов: «Это когда сборная играла, поединки СССР-Канада, конечно».
Владимир Путин: «У меня мама «болела», и это мы смотрели семьей».
Анна Шатилова: «Это эра была, эра хоккея и спорта, я в этом участвовала. А еще мне интересно спросить – на сегодняшний день у вас есть время на «Время»? И как вы смотрите, в записи, или все-таки, отбросив дела, стараетесь увидеть «Время» в прямом эфире? И получается ли?»
Владимир Путин: «Я стараюсь увидеть в прямом эфире, но дела, конечно, на первом месте. И дела я себе не могу позволить отбросить. Но я стараюсь построить график так, чтобы если есть хоть какая-то возможность, посмотреть в прямом эфире. Но если нет – смотрю в записи. Я не знаю, почему, вроде бы ничего не меняется, но в прямом эфире как-то интереснее».
Анна Шатилова: «Я вообще обожаю прямой эфир, только прямой всю жизнь».
Кирилл Клейменов: «Владимир Владимирович, а вы помните момент, когда вы впервые появились в программе «Время» не где-то мельком в кадре, а как говорят телевизионщики, с какими-то словами, с «синхроном», где-то на улице даже?»
Владимир Путин: «Именно в программе «Время» или в новостях? Я помню, когда я, работая еще в Петербурге, начал давать интервью, начал встречаться с журналистами, что-то вроде небольшого фильма Игорь Шадхан снимал в свое время. Вот это я помню, потому что сам он был очень интересный человек. А потом уже, когда в Москву приехал, стал работать в администрации президента, в Контрольном управлении; потом стал директором Федеральной службы безопасности, по каким-то текущим, конкретным вопросам какая-то информация от меня исходила. Вообще я не очень это любил».
Анна Шатилова: «Присутствие камеры вас напрягало, если видите камеры?»
Владимир Путин: «Дело не в том, что напрягало или не напрягало. Дело в том, что это не было до этого времени частью моей жизни. Наоборот, я всегда старался быть немножко непубличным человеком».
Анна Шатилова: «Зато теперь!..»
Кирилл Клейменов: «Владимир Владимирович, интересно, поскольку ваша должность предполагает, что рядом с вами почти всегда телекамеры, пришлось ли от каких-то привычек своих отказаться? Потому что это жизнь на виду все время».
Владимир Путин: «Как ни странно, нет. Потому что она действительно на виду, но в моей прежней жизни я все время старался вести себя так, как будто за мной постоянно наблюдают. Это странно, но это так сложилось, может быть, в силу прежней профессии. Сказать, что мне что-то пришлось кардинально поменять, пожалуй, нет».
Кирилл Клейменов: «Вы знаете, когда мы сегодня ждали вас, вспоминали один ваш сюда приезд, неожиданный для нас, когда было ЧП в Телецентре, здесь случился пожар – не на башне, а именно в здании АСК-3, это 2005 год. И вы, я помню, прилетели из командировки и буквально через считанные минуты оказались здесь. Для нас это было неожиданно и очень важно. Почему вы посчитали нужным тогда приехать?»
Владимир Путин: «Это часть моей работы – понимать, что происходит в каких-то ключевых точках или на ключевых объектах. А Телецентр, безусловно, является одним из таких. Здесь как раз нет ничего необычного. Это в полном смысле этого слова стратегический объект. Здесь работает много людей, и нужно было понять, какова реальная ситуация для принятия дальнейших решений. Решения нужно было принимать немедленно, если бы здесь произошли какие-то вещи, связанные – не хочется говорить, тем не менее – катастрофического характера. А стратегический объект – у нас и сейчас есть еще резервные мощности, а тогда в Москве их практически не было, и нужно было понять, что делать. Здесь как раз ничего необычного нет. А что касается вообще камер, работы с камерами, для меня всегда было, не могу сказать, «отвратительно», это перебор, было неприятно знаете, что? Что для вас является естественным. Это всякий макияж и так далее».
Кирилл Клейменов: «Это для нас тоже неестественно».
Владимир Путин: «То, о чем вы сказали – быть на месте событий. Это как раз часть моей работы, естественная часть работы. Ничего здесь необычного нет».
Кирилл Клейменов: «Владимир Владимирович, Новый год – это всегда время каких-то мечтаний. Если пофантазировать, помечтать, какую новость вы хотели бы узнать из новостей, услышать из новостей с позиций сегодняшнего дня?»
Владимир Путин: «У нас ведь Новый год, и в этой связи мы всегда думаем о будущем. А сейчас, и в преддверии Нового года, и в ближайшее время мы, и я в том числе, и мои коллеги, мы говорим и будем говорить о будущем страны. О будущем России. О том, чего мы бы хотели добиться, каких высот, к каким высотам поднять страну. Разумеется, я реалист, я понимаю, что вряд ли когда-то прозвучит, что мы с блеском выполнили абсолютно все задачи, которые перед собой ставили, решили все. Такого в реальной жизни никогда не бывает. Но мне бы очень хотелось услышать в новостях, или не в новостях, а в аналитике, что мы приложили максимум усилий для достижений целей, которые перед собой ставили, и добились максимального результата, исходя из той ситуации, которая у нас сложилась на момент начала решения задачи и к моменту окончания того времени, которое мы перед собой ставили, формулируя эти цели. Вот это было бы очень важным. Я бы очень многое отдал за то, чтобы так оно и было».
Кирилл Клейменов: «Я желаю, чтобы эти слова произнесли с экранов в стране именно вы».
Владимир Путин: «Спасибо большое».
Уникальные архивные кадры и путешествие по студии — смотрите в спецпроекте 1tv.ru