Фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» покорил Берлинский фестиваль
Завершился конкурсный показ ленты Алексея Германа-младшего «Довлатов». Мировая премьера фильма прошла на главной площадке кинофорума. Картина об одном из культовых писателей XX века в числе основных претендентов на главный приз.
Во Дворце Берлинале проходят все мировые премьеры фестиваля. Наш фильм «Довлатов» европейскую публику, судя по всему, покорил. Критики почти час не отпускали создателей картины — хотели узнать больше деталей. Зрители еще долго провожали их и просили о фотографии. В погоне за актерами, кто-то даже выронил на красной дорожке сборник рассказов «Чемодан» на английском языке. И если его полистать, можно увидеть пометки на полях. Так что публика готовилась к просмотру и поступила правильно.
Ведь фильм рассказывает только о шести днях из жизни писателя. У режиссера Алексея Германа-младшего не было цели, чтобы после просмотра у зрителей складывалось впечатление, что они прочитали биографическую справку. Нет. Скорее зрители почувствуют себя так, будто они только что прогулялись вместе с героями по Ленинграду, как старые приятели.
Он сходил с ума от нереализованности, непризнания, неуспеха. Сергею Довлатову только исполнилось 30. Он вдохновлен Хемингуэем. Пишет рассказы о простых людях, с большой иронией и нежностью принимая все их недостатки. Но советские редакторы литературных журналов просто не в состоянии увидеть в этом талант.
«Мы хотели снять фильм об очень порядочном, тонком, ироничном человеке, который, к сожалению, не может публиковаться в силу реалий тех дней. Мы как-то сидели с Леной Довлатовой, она на меня пристально посмотрела и спросила: «Слушайте, а зачем вы хотите снять фильм про Довлатова?» Я как-то осекся, а потом сказал: «Я хочу снять хороший фильм о хорошем человеке», — вспоминает Алексей Герман-младший.
И не об одном. Ведь яркий портрет здесь не только у Довлатова. Зрители увидели, а главное услышали, Иосифа Бродского. Другой портрет — это портрет нового поколения творцов талантливых, энергичных, остроумных, ярких, но ненужных серой эпохе застоя.
И портрет, который особенно дорог режиссеру, — это образ его родного города — Ленинграда с его стенами невнятного цвета, тесными кухнями и холодным освещением. Кстати, чтобы воссоздать тот самый свет, в Санкт-Петербурге отключали фонари и меняли лампы. Ведь современные дают слишком теплую палитру. Но все-таки сложнее всего было найти актера на главную роль.
Серб Милан Марич после утверждения на роль на три месяца переехал в Петербург и дни напролет читал Довлатова. Похоже, что ему удалось добиться не только внешнего сходства.
«Я все думал, что должно с тобой случиться, чтобы ты принял решение уехать из одной страны в другую, где даже писать и творить начинаешь на другом языке, на чужом. И то, что я играю на русском языке, мне очень помогает понять моего героя», — рассказывает Милан Марич.
Алексей Герман перед началом фильма признался, что не уверен, поймет ли европейский зритель картину? Ведь изначально она не создавалась для международных фестивалей и была рассчитана в большей степени на тех, кто жил в Советском Союзе в эпоху 70-х. Но, кажется, опасения были напрасными.
«Я думаю, что это замечательный фильм. Судьба главного героя поразительна. Порой приходится поступать так, как считаешь нужным. Я считаю, что мой земляк Милан Марич отлично справился с ролью», — считает зритель.
«Я прониклась душой к главному герою, и весь фильм переживала за него. Я просто пропустила все это через себя», — делится впечатлениями девушка.
Через неделю узнаем, что о фильме думает жюри. Церемония награждения состоится 24 февраля. А с 1 марта «Довлатов» в прокате в нашей стране. Впрочем, надолго откладывать просмотр не стоит, ведь в прокате картина будет идти всего четыре дня.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru