Большой театр представляет: опера Чайковского «Пиковая дама» в постановке Римаса Туминаса
В Большом театре – самая ожидаемая премьера сезона. Оперу «Пиковая дама» поставил прославленный театральный режиссер Римас Туминас. Главную партию исполняет Юсиф Эйвазов, тенор с мировым именем. В декабре именно он был удостоен чести открывать сезон в миланском Ла Скала. К постановке в Большом он готовился с особым трепетом.
Мистика, которая уже второе столетие не дает покоя великим гениям. Самая загадочная опера Чайковского – снова на исторической сцене Большого театра. На этот раз свою версию «Пиковой дамы» представит художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас.
К самой ожидаемой премьере сезона артисты готовились день и ночь – изнурительные репетиции продолжались по восемь часов. Пока звезда мировой сцены Юсиф Эйвазов вместе с оркестром доводит до блеска каждую ноту, на сцене Римас Туминас как всегда требователен к деталям. Так бывает, когда за оперу берется драматический режиссер.
«Пиковую даму» нужно не только петь, а еще нужно играть, здесь нужны очень сильные мощные качества актера. Потому что просто спеть «Пиковую даму» – она не будет иметь того градуса и того накала, который задумывал композитор. Композитор писал это на определенные голоса», – уверен главный дирижер, музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев.
Как известно, либретто оперы отличается от оригинальной повести главным образом характерами героев. Пушкин писал о пороках высшего света, его Германн зачастую расчетлив и хладнокровен, совсем иначе у Чайковского. «Владеть собой не в силах больше» — Германна сводят с ума любовь и страсть.
«Мы же певцы, мы через голос пропускаем в основном это все... Он в чем-то категоричен, но у него есть потрясающие моменты его слабости, простой человеческой слабости, его страхов, его переживаний. Потому что это все есть в музыке, и мы не можем это игнорировать», – говорит исполнитель партии Германна Юсиф Эйвазов.
XIX век, роскошные наряды и минимум декораций. Погружая зрителей в таинственную атмосферу «Пиковой дамы», Римас Туминас намеренно отказывается от экспериментов и не ищет новых решений. Режиссер здесь лишь проводник. Все остальное расскажет музыка.
«Кто ненормальный, кто сумасшедший?.. Может, мы сумасшедшие? А он одержим идеей познать не только три карты, познать тайну мира, это у него глобальная страсть. А другие не хотят даже трех карт угадать или познать мир, живут, сжигая дни, свою жизнь безответственно, а он рожден открывать, рожден достигать, постигать истину», – говорит режиссер.