Не стало Владимира Войновича — писателя, владевшего и пером, и штурвалом самолета
Не стало Владимира Войновича. Писателя, поэта, драматурга. Ему было 85 лет. Войнович — автор знаменитой эпопеи о солдате Иване Чонкине, романа-антиутопии «Москва 2042» и песни «Четырнадцать минут до старта» — неофициального гимна советских космонавтов. В его жизни были и стремительный взлет, и вынужденная эмиграция. Но неизменными оставались любовь и уважение читателей и коллег.
В его жизни было много взлетов. Поэт, писатель, но сначала все-таки авиатор. В юности Владимир Войнович мечтал стать летчиком. В армии летал на реактивном истребителе Як-15.
«Все четыре года, когда я служил механиком, я писал всякие письма, чтобы меня взяли в училище, потом уже, когда заканчивал службу, уже подумал, что может, и не надо», — вспоминал писатель.
Но даже на девятом десятке Войнович от полета никогда не отказывался. Первый литературный успех тоже связан с полетом. Космическим.
Песню на стихи Владимира Войновича спели прямо на орбите космонавты Николаев и Попович, а потом на параде цитировал Никита Хрущев: «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды!»
«Это гимн не только космонавтов, сколько вообще всех людей того времени, 60-х, когда мы начали осваивать космос, это была не только песня космонавтов, общенародная, и она до сих пор такой остается», — отмечает летчик-космонавт, Герой России Сергей Авдеев.
Еще один стремительный взлет в его жизни, но таким же было и падение. Войнович встал на защиту писателей Синявского и Даниэля, а потом и Солженицына. Самый известный его роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» выходит на Западе, у нас печатается подпольно — в советских газетах его называют «гнусным пасквилем».
Войновича исключили из Союза писателей, установили за ним слежку, а на одной из встреч с сотрудником КГБ в «Метрополе» отравили, подменив сигареты.
«Потом на одной конференции выступил представитель КГБ и сказал: «Да, Войновича отравили, но все наше общество было отравлено». Вот таким образом такое косвенное признание», — рассказывал Владимир Войнович.
За «идеологическую несовместимость» его выдворили из страны и лишили гражданства. Только через 10 лет вернули советский паспорт. И он вернулся. «Иван Чонкин», «Москва 2042» и другие его книги изданы и переизданы многотысячными тиражами. За роман «Монументальная пропаганда2 писателя наградили госпремией. Поставили спектакли, мюзиклы, сняли фильмы и сериалы, среди которых лучший, по мнению самого писателя, «Шапка» по одноименной повести.
«Вот недаром же дается фамилия Войнович — он воевал с пошлостью, лицемерием, ханжеством и тупостью. Мудро и иронично он говорил громко и вслух то, о чем мы шептались на кухнях, он говорил правду, что было под запретом. Он много натерпелся за это. Он был услышан», — подчеркнул народный артист России Александр Филиппенко.
В XXI веке литература в жизни Владимира Войновича на какое-то время уступила место живописи. Вот, например, автопортрет — с Пушкиным и Гоголем, но главными оставались, конечно, книги. В 85 лет выпустил последнюю, ироничную повесть «Фактор Мурзика». Жил Войнович, тоже по иронии судьбы, в поселке под названием Советский писатель. Хотя себя таким никогда не считал.
«Я — нет, я — не советский. Я вообще, когда меня называли антисоветским, я это тоже отрицал, я говорил, что я не советский и не антисоветский. Я просто, как сказал поэт Каржавин, «я просто русским был поэтом в года, доставшиеся мне». Ну вот, я — русский писатель».