Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 ноября 2018, 21:20

Эксперты выяснили, почему полет к МКС прервался через две минуты после старта

Вопрос космической важности — кто в ответе за ошибку, которая едва не привела к трагедии. Сегодня стало известно, почему полет ракеты «Союз» к МКС прервался через две минуты после старта. Алексей Овчинин и Ник Хейг не пострадали — аварийно-спасательная система сработала безупречно. После трехнедельного расследования комиссия выяснила, кто виноват  и что делать, чтобы ЧП не повторилось.

«Комиссия однозначно установила, что было нарушение технологии, это человеческий фактор. К сожалению, такое иногда происходит», — сказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.

И снова человеческий фактор. Датчик контакта разделения первой и второй ступени ракеты повредить не так просто — металл. Но специальная комиссия установила, что именно это произошло, когда корабль «Союз» собирали на Байконуре.

«Мы исключили возможность повреждения этого датчика на заводе-изготовителе. Мы также исключили возможность датчика повреждения при падении», — сообщил руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.

Тот самый датчик расположен в стыке, где первая ступень крепится ко второй. Внутри него так называемый шток, по сути, стержень с пружиной. Во время старта и в начале полета двигатели своей тягой зажимают стержень внутрь датчика. Когда приходит время отделять первую ступень, ускорители выключаются, давление пропадает и шток сам выходит обратно. Датчик это замечает и дает команду на открытие реактивного клапана. И отработавший блок отстреливается мощной струей. Сборщики на Байконуре повредили именно этот шток. Когда двигатели стали отключаться, он попросту застрял внутри датчика, и тот не дал команду на отстрел.

К чему это привело, хорошо видно на кадрах с внешней обшивки «Союза». Отделились все ускорители, кроме блока «Д». Он остался висеть на заклинившем креплении, а потом пробил топливной бак второй ступени.

«Что привело к вскрытию бака горючего, разгерметизации. Зарегистрированные возмущения привели к потере стабилизации и формированию команды на аварийное выключение двигателей на 121-й секунде», — рассказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.

Ранее СМИ писали, что кто-то из сборщиков повредил шток, но не сообщил о ЧП, а только посильнее смазал детали. Как все было в действительности и чьих рук это дело, члены комиссии пока не раскрыли.

«Этими аспектами занимаются соответствующие правоохранительные органы. Мы разбираем техническую сторону аварийной ситуации. Естественно, у каждой аварии есть фамилии, имена и отчества», — сказал заместитель генерального директора ГК «Роскосмос» по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надежности Александр Лопатин.

И хотя техника ни при чем, в «Роскосмосе» заявили, что разберут и соберут заново два «Союза», которые готовятся к запуску в ноябре. И подчеркнули, что довели всю информацию до руководства НАСА, чей астронавт Ник Хейг был на борту «Союза» вместе с россиянином Алекеем Овчининым.

Членов аварийной комиссии спросили, какие выводы будут сделаны в российской космической отрасли, которая за последние годы не впервые столкнулась с этой проблемой.

«Будут внедрены дополнительные проверки. Это касается доработки процессов сборки ракеты-носителя в пакет, введения дополнительных точек для видеодокументирования. И дополнительно будут, видимо, организационные, технические меры — это переаттестация персонала», — сообщил генеральный директор АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» Дмитрий Баранов.

Члены комиссии при этом обратили внимание на эффективность спасательной системы «Союза» и в целом надежность носителей. Это был уже 1839-й запуск, при этом случилось 90 аварий, то есть меньше пяти процентов. Однако эксперты признали, что крушение ударило по репутации отрасли и этому нужно уделить особое внимание.

Что касается дальнейших стартов — программа скорректирована. 16 ноября грузовой корабль «Прогресс» отправится к Международной космической станции. 20 декабря этого года — в ЦУП указано, когда на Землю должен вернуться нынешний экипаж МКС. Дату пришлось перенести больше чем на две недели из-за аварии «Союза». Но в «Роскосмосе» заверили, что следующий пилотируемый старт со сменой космонавтов отправится на орбиту 3 декабря.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей