Эксперты выяснили, почему полет к МКС прервался через две минуты после старта
Вопрос космической важности — кто в ответе за ошибку, которая едва не привела к трагедии. Сегодня стало известно, почему полет ракеты «Союз» к МКС прервался через две минуты после старта. Алексей Овчинин и Ник Хейг не пострадали — аварийно-спасательная система сработала безупречно. После трехнедельного расследования комиссия выяснила, кто виноват и что делать, чтобы ЧП не повторилось.
«Комиссия однозначно установила, что было нарушение технологии, это человеческий фактор. К сожалению, такое иногда происходит», — сказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.
И снова человеческий фактор. Датчик контакта разделения первой и второй ступени ракеты повредить не так просто — металл. Но специальная комиссия установила, что именно это произошло, когда корабль «Союз» собирали на Байконуре.
«Мы исключили возможность повреждения этого датчика на заводе-изготовителе. Мы также исключили возможность датчика повреждения при падении», — сообщил руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.
Тот самый датчик расположен в стыке, где первая ступень крепится ко второй. Внутри него так называемый шток, по сути, стержень с пружиной. Во время старта и в начале полета двигатели своей тягой зажимают стержень внутрь датчика. Когда приходит время отделять первую ступень, ускорители выключаются, давление пропадает и шток сам выходит обратно. Датчик это замечает и дает команду на открытие реактивного клапана. И отработавший блок отстреливается мощной струей. Сборщики на Байконуре повредили именно этот шток. Когда двигатели стали отключаться, он попросту застрял внутри датчика, и тот не дал команду на отстрел.
К чему это привело, хорошо видно на кадрах с внешней обшивки «Союза». Отделились все ускорители, кроме блока «Д». Он остался висеть на заклинившем креплении, а потом пробил топливной бак второй ступени.
«Что привело к вскрытию бака горючего, разгерметизации. Зарегистрированные возмущения привели к потере стабилизации и формированию команды на аварийное выключение двигателей на 121-й секунде», — рассказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.
Ранее СМИ писали, что кто-то из сборщиков повредил шток, но не сообщил о ЧП, а только посильнее смазал детали. Как все было в действительности и чьих рук это дело, члены комиссии пока не раскрыли.
«Этими аспектами занимаются соответствующие правоохранительные органы. Мы разбираем техническую сторону аварийной ситуации. Естественно, у каждой аварии есть фамилии, имена и отчества», — сказал заместитель генерального директора ГК «Роскосмос» по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надежности Александр Лопатин.
И хотя техника ни при чем, в «Роскосмосе» заявили, что разберут и соберут заново два «Союза», которые готовятся к запуску в ноябре. И подчеркнули, что довели всю информацию до руководства НАСА, чей астронавт Ник Хейг был на борту «Союза» вместе с россиянином Алекеем Овчининым.
Членов аварийной комиссии спросили, какие выводы будут сделаны в российской космической отрасли, которая за последние годы не впервые столкнулась с этой проблемой.
«Будут внедрены дополнительные проверки. Это касается доработки процессов сборки ракеты-носителя в пакет, введения дополнительных точек для видеодокументирования. И дополнительно будут, видимо, организационные, технические меры — это переаттестация персонала», — сообщил генеральный директор АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» Дмитрий Баранов.
Члены комиссии при этом обратили внимание на эффективность спасательной системы «Союза» и в целом надежность носителей. Это был уже 1839-й запуск, при этом случилось 90 аварий, то есть меньше пяти процентов. Однако эксперты признали, что крушение ударило по репутации отрасли и этому нужно уделить особое внимание.
Что касается дальнейших стартов — программа скорректирована. 16 ноября грузовой корабль «Прогресс» отправится к Международной космической станции. 20 декабря этого года — в ЦУП указано, когда на Землю должен вернуться нынешний экипаж МКС. Дату пришлось перенести больше чем на две недели из-за аварии «Союза». Но в «Роскосмосе» заверили, что следующий пилотируемый старт со сменой космонавтов отправится на орбиту 3 декабря.