Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
16 февраля 2019, 10:10

Легендарный Большой драматический театр в Петербурге отмечает столетие

На его первом спектакле, «Дон Карлос», зрители пять часов сидели в нетопленом зале. А потом аншлаг за аншлагом, и вот уже аббревиатура «БДТ» известна на всю страну.

«Это вообще мой первый спектакль. Я играла труп на первом плане», — вспоминает заслуженная артистка России Марина Адашевская.

На этой сцене даже труп уметь надо играть! Марина Адашевская моложе родного театра всего на восемь лет. И она училась еще у тех, великих основателей БДТ.

Горький и Блок, Добужинский и Кустодиев — сто лет назад его создавали как «Особый коммунальный театр», то есть театр коммуны, революции. Здесь творили Анненков и Шостакович, в репертуаре шла классика. За первые 10 лет — 55 постановок.

С началом войны БДТ – в эвакуации. Но сразу после прорыва блокады возвращается. Играют для солдат, которые прямо из зала уходят на фронт.

В середине 50-х в театр пришел Георгий Товстоногов. Этот период так и будут отныне называть – «эпоха Товстоногова».

«Товстоногов был сам человек авангардный. Он растопил лед фальши так называемого социалистического реализма. Взять его ранние спектакли, как, например, «Три сестры или спектакль «Ханума». Такое впечатление, что все эти спектакли поставили разные режиссеры. Каждый из них волновал зрителя, воспитывал в них чувства», — говорит народный артист СССР Олег Басилашвили.

Павел Луспекаев и Кирилл Лавров, Зинаида Шарко и Татьяна Доронина, Евгений Лебедев, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский... Каждый без исключения артист эпохи Товстоногова – звезда. Билет на спектакль в БДТ по-настоящему конвертируемая валюта. Его можно было обменять на любой дефицит. Театр одним из первых выезжает на гастроли за границу. Публика в восхищении, с артистами стремятся познакомиться самые известные люди того времени.

В 60-х годах эта гримерная Сергея Юрского и Олега Басилашвили. Откуда появилась традиция оставлять на потолке автографы, сейчас уже не помнит никто. Но вот первая подпись: Сергей Юрский, 26 января 66 года. Дальше — Владислав Стржельчик. А здесь вот подпись Георгия Жукова. Говорят, для того чтобы маршал оставил свой автограф, ему поставили стул и держали за ноги.

Товстоногов сумел создать единый коллектив, где все: от артистов до билетеров — увлечены одним делом — чудом перевоплощения. Даже после смерти режиссера в мае 1989-го труппа сумела сохранить эту особую атмосферу.

«Я пришел в театр, который был уже готов к переменам. Они сумели пронести через эти годы что-то самое важное», — сказал главный режиссер, худрук АБДТ им. Г. Товстоногова Андрей Могучий.

Сегодня академический Большой драматический снова экспериментирует. Появляются постановки, которые критики считают авангардными. Вместе со звездами репетируют начинающие артисты. И по-прежнему каждый вечер в зале нет свободных мест.

Читайте также: