В России растет количество жертв мошенников в интернете
Суд во Владивостоке приговорил местного жителя к трем годам тюрьмы за мошенничество в интернете. Мужчина продавал несуществующие машины. Получив предоплату, просто исчезал. Подобных историй много по всей стране. Люди совершают онлайн-покупки, в том числе в соцсетях, переводят деньги и тут – либо все заканчивается уже на этой стадии, либо им приходит совсем не тот товар.
Олеся Шкрыль – мама в декрете. По магазинам ей ходить некогда. Да и зачем, если можно заказать через интернет. Лишних денег, как всегда, нет, купилась на рекламную акцию в соцсети – три пары кроссовок за 1800 рублей. Продавец уговаривала, мол, так дешево, потому что она только начинает раскручивать свою страницу.
«Я была готова сделать заказ, она послала мне форму анкеты, в которой нужно было указать свои данные, адрес, способ, которым я хотела бы получить посылку. Я заполнила, отправила, мне пришла ссылка на перевод денег в самой сети», – рассказывает пострадавшая Олеся Шкрыль.
После оплаты – долгая переписка в личных сообщениях, которая закончилась ничем. Олеся пожаловалась администраторам соцсети – страницу продавца заморозили, но деньги не вернули. Да и где гарантии, что мошенники не завели еще одну страницу, а потом еще, но уже под другим названием.
Имя им – легион. В социальных сетях есть большие группы обманутых покупателей. В них целые «стены плача» – тысячи сообщений. Кто-то хотел купить одежду, кто-то аккаунт к онлайн-игре, нашлись даже те, кто заказал мебель и дорогую технику.
Вместо телефона – пакет пшена, вместо планшета – камень. И никакой радости – сплошное разочарование. А в интернете это уже отдельный жанр «ожидание-реальность». Когда представляешь себя в образе светской львицы, а получается, скорее, драная кошка. И ведь на руках зачастую нет ни чека, ни даже реального имени продавца. Одна только личная переписка.
«Переписка ВКонтакте – это вообще не доказательство, и то, что вы отправили деньги, например, на какой-то кошелек электронный, или кому-то на карту перекинули, это все, что называется, к делу не пришьешь, и как правило, люди в такой ситуации, они становятся перед выбором – либо много-много месяцев с помощью адвокатов доказывать свою правоту, либо согласиться, что они потеряли, например, несколько десятков тысяч рублей», – говорит адвокат Артем Кирьянов.
Согласиться и забыть решила и Маргарита Илюшина. Ей прислали меховую куртку на три размера больше, к тому же грязную. А на просьбу вернуть деньги, продавец – некая Вера Жужа – ответила в стиле «сам дурак».
«Я ей тут же отписалась, она даже не удивилась, она не начала мне задавать вопросы, она просто мне написала: мы не делаем возврата. Я поняла, что бессмысленно просто с ней бороться, она так и говорила, что ей все равно, жалуетесь, куда хотите», – делится пострадавшая Маргарита Илюшина.
Мошенники в интернет-магазинах и соцсетях – это и головная боль для честных продавцов. Приходится каждый раз доказывать, что им можно верить. Они готовы предоставить свои банковские реквизиты и налоговый номер. А уж проверить их в интернете самим – несложно. Перед покупкой не лишним будет и отзывы на продавцов почитать. Ну а советы не верить идеальным картинкам и не гнаться за дешевизной – уже стары как мир.