Ситуацию с остановкой транзита по магистрали «Дружба» обсудил президент с главой «Транснефти»
Настоящий экономический и энергетический детектив разворачивается вокруг крупнейшего нефтепровода планеты. Остановка магистрали «Дружба», которая десятилетия наполняла резервуары Германии, Польши, Чехии, может, и не самая народная новость, но для энергетиков чуть ли не сенсация.
Белоруссия перекрыла транзит, обнаружив в потоке резкий скачок примесей. В нашем Минэнерго подтверждают: посторонние химикаты есть. И тут главный вопрос — откуда они? Вопрос настолько серьезный, что президент обсудил его в Кремле с главой компании «Транснефть».
По последним данным, пять миллионов тонн загрязненной нефти нужно выкачать из труб нефтепровода «Дружба», чтобы возобновить подачу чистого российского сырья через Белоруссию, а дальше Польшу и Украину в глубь Европы. В чем суть проблемы неспециалисту сразу и не понять — в нефть попали хлориды. И что? Эксперты объясняют, там сложная химическая реакция, но если на пальцах — не выдерживает металл, начинается коррозия нефтеперегонного оборудования, а это риски серьезных промышленных аварий. За качеством сырья должны следить сами нефтедобытчики. Но, как доложил президенту глава «Транснефти», одно частное предприятие в Самарской области грубо нарушило регламент.
«В данном случае умышленно был осуществлен слив нефти, которая не прошла товарную подготовку», — сообщил глава «Транснефти».
«Умышленно?» — переспросил президент.
«Я считаю, что это мошенническая схема. На сегодня все материалы переданы в Управление ФСБ по Самарской области, осуществляются оперативно-следственные действия. В ближайшее время там уже все будет названо своими именами», — пояснил Николай Токарев.
Тревогу по поводу качества российской нефти первыми забили белорусы. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе 19 апреля сообщили о хлорорганике, превышающей норму почти в 100 раз. И задвинули заслонки. Украина и Польша тоже остановили транзит. Кто контролирует закачку нефти в систему, спросил Путин главу «Транснефти». Функции, оказывается, переданы пунктам приема сырья — их полторы сотни по стране.
«Значит, эта система не сработала?» — спросил глава государства.
«В данном случае это просто чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», — ответил Николай Токарев.
«Послушайте, они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» — подчеркнул Владимир Путин.
«Это так, согласен, ответственность «Транснефти» за эту ситуацию мы с себя не снимаем, но все инструкции, регламенты пишутся для того, чтобы их честно исполнять. Если в данном случае был криминальный умысел», — сказал руководитель компании.
«Значит, самоконтроля недостаточно, я вот к чему. Значит, нужно менять эту систему», — подытожил президент.
И уже по поручению главы правительства, специальная комиссия готовит предложения, как именно изменить систему, чтобы не допустить впредь подобных происшествий. Выход же из текущей ситуации российские эксперты ищут вместе с коллегами из Белоруссии, Польши, Украины.
Текущие потребности того же Минска закрывает сейчас железная дорога. А по трубам уже чистая нефть в нескольких километрах от белорусской границы. Предположительно 2 мая одна из ниток трубопровода должна возобновить работу. Вторая пока будет временным хранилищем для некондиционного сырья.
«Сейчас уже произошло замещение этой частично испорченной нефти на нормальную, в ближайшее время такая нефть начнет поступать и в Белоруссию, в тот участок трубы, который идет по территории Белоруссии, и на их нефтеперерабатывающие комбинаты», — сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Ответственность за плохой, как выразился Медведев, инцидент может быть вплоть до уголовной. Эксперты считают, что эта жесткая меры оправдана — потери не только денежные.
«Если говорить о денежных потерях, максимальные денежные потери для компании «Транснефть» составят около полумиллиарда евро. Это огромные деньги. Это деньги, которые будут изъяты из инвестиционных программ и задержат строительство российских транспортных систем. Это плохо, но это можно пережить. А вот то, что намного хуже, это репутационные потери», — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Аналитики, впрочем, также отмечают, что к чести «Транснефти» вину с себя там не снимают. И готовы расследовать случившееся и компенсировать потери.