Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 апреля 2019, 18:01

Ситуацию с остановкой транзита по магистрали «Дружба» обсудил президент с главой «Транснефти»

Настоящий экономический и энергетический детектив разворачивается вокруг крупнейшего нефтепровода планеты. Остановка магистрали «Дружба», которая десятилетия наполняла резервуары Германии, Польши, Чехии, может, и не самая народная новость, но для энергетиков чуть ли не сенсация. 

Белоруссия перекрыла транзит, обнаружив в потоке резкий скачок примесей. В нашем Минэнерго подтверждают: посторонние химикаты есть. И тут главный вопрос — откуда они? Вопрос настолько серьезный, что президент обсудил его в Кремле с главой компании «Транснефть».

По последним данным, пять миллионов тонн загрязненной нефти нужно выкачать из труб нефтепровода «Дружба», чтобы возобновить подачу чистого российского сырья через Белоруссию, а дальше Польшу и Украину в глубь Европы. В чем суть проблемы неспециалисту сразу и не понять — в нефть попали хлориды. И что? Эксперты объясняют, там сложная химическая реакция, но если на пальцах — не выдерживает металл, начинается коррозия нефтеперегонного оборудования, а это риски серьезных промышленных аварий. За качеством сырья должны следить сами нефтедобытчики. Но, как доложил президенту глава «Транснефти», одно частное предприятие в Самарской области грубо нарушило регламент.

«В данном случае умышленно был осуществлен слив нефти, которая не прошла товарную подготовку», — сообщил глава «Транснефти».

«Умышленно?» — переспросил президент.

«Я считаю, что это мошенническая схема. На сегодня все материалы переданы в Управление ФСБ по Самарской области, осуществляются оперативно-следственные действия. В ближайшее время там уже все будет названо своими именами», — пояснил Николай Токарев.

Тревогу по поводу качества российской нефти первыми забили белорусы. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе 19 апреля сообщили о хлорорганике, превышающей норму почти в 100 раз. И задвинули заслонки. Украина и Польша тоже остановили транзит. Кто контролирует закачку нефти в систему, спросил Путин главу «Транснефти». Функции, оказывается, переданы пунктам приема сырья — их полторы сотни по стране.

«Значит, эта система не сработала?» — спросил глава государства.

«В данном случае это просто чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», — ответил Николай Токарев.

«Послушайте, они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» — подчеркнул Владимир Путин.

«Это так, согласен, ответственность «Транснефти» за эту ситуацию мы с себя не снимаем, но все инструкции, регламенты пишутся для того, чтобы их честно исполнять. Если в данном случае был криминальный умысел», — сказал руководитель компании.

«Значит, самоконтроля недостаточно, я вот к чему. Значит, нужно менять эту систему», — подытожил президент.

И уже по поручению главы правительства, специальная комиссия готовит предложения, как именно изменить систему, чтобы не допустить впредь подобных происшествий. Выход же из текущей ситуации российские эксперты ищут вместе с коллегами из Белоруссии, Польши, Украины.

Текущие потребности того же Минска закрывает сейчас железная дорога. А по трубам уже чистая нефть в нескольких километрах от белорусской границы. Предположительно 2 мая одна из ниток трубопровода должна возобновить работу. Вторая пока будет временным хранилищем для некондиционного сырья.

«Сейчас уже произошло замещение этой частично испорченной нефти на нормальную, в ближайшее время такая нефть начнет поступать и в Белоруссию, в тот участок трубы, который идет по территории Белоруссии, и на их нефтеперерабатывающие комбинаты», — сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Ответственность за плохой, как выразился Медведев, инцидент может быть вплоть до уголовной. Эксперты считают, что эта жесткая меры оправдана — потери не только денежные.

«Если говорить о денежных потерях, максимальные денежные потери для компании «Транснефть» составят около полумиллиарда евро. Это огромные деньги. Это деньги, которые будут изъяты из инвестиционных программ и задержат строительство российских транспортных систем. Это плохо, но это можно пережить. А вот то, что намного хуже, это репутационные потери», — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Аналитики, впрочем, также отмечают, что к чести «Транснефти» вину с себя там не снимают. И готовы расследовать случившееся и компенсировать потери.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей