Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 мая 2019, 12:11

Старинные паровозы очаровывают гостей польского городка Вольштын

Они несутся на всех парах, завораживают красотой и будто переносят в прошлое. Посмотреть на старинные паровозы в польский городок Вольштын приезжают сотни зрителей. Управлять такой машиной — дело тонкое. Технические секреты передают из поколения в поколение.

Гудят каждый по-своему, стучат колесами или же довольно пыхтят. Если кто забыл, откуда пошло выражение «нестись на всех парах», вот подсказка.

Несмотря на сильный дождь, зрители не расходятся. Это абсолютно неудивительно. Потому что то, что вы здесь видите и слышите, стоит того, чтобы промокнуть.

10 паровозов разных лет и из разных стран проносятся мимо, сцепленные друг с другом. Такое можно увидеть лишь раз в году и только в польском городке Вольштын. Это единственное место в Европе, где до сих пор на регулярной основе обслуживают паровозы. Такой вот парк парового периода.

«Главное в паровозе — вода. Может не быть угля, не быть огня. Но если не будет воды — бахнет», — говорит машинист Владимир Баус.

Несколько лет обучения только, чтобы быть допущенным к котлу. Учатся в свободное от работы время. Эти величественные паровые гиганты имеют почти гипнотическую силу притяжения. Как в принципе и вся железная дорога, покоряющая целые семьи.

«Машинистом был отец, я — машинист, братья Ежи, Марек и Петр — тоже. А сейчас еще внук учится и тоже будет машинистом», — рассказывает Збигнев Грызгот.

Збигнев Грызгот — старейший работающий машинист паровозов в Польше, больше полувека возит людей. Показывает табличку «Сделано в Познани на заводе им. Сталина». С соседнего пути передает привет с завода им. Карла Маркса — старая техника родом из ГДР. Только что с пассажирами прибыла из Цвикау. Паровоз оснастили электроникой. Без такого прибора по немецким железным дорогам сегодня ни-ни. Зато с ним паровоз получил вторую жизнь и может быть в строю очень долго.

«Границ не существует. Если регулярно проходить техосмотр, заменять детали, которые стерлись, тогда он может ездить вечно», — сказал машинист Херман Фишер.

И как не поверить! К перрону подъезжает красавец из Англии. Когда говорят «раньше строили на века», то это про него. Первый гудок дал в 1879-м. В этом году празднует 140-летний юбилей.

«До 1966-го он постоянно трудился. Всю свою жизнь он проработал маневровым паровозом, тягал большие локомотивы и вагоны», — рассказал помощник машиниста Мэт Хайем.

Ну и каково это, прокатиться на таком ретро-поезде?

«Очень интересное путешествие. Старый паровоз, вагоны. Большое внимание к деталям. Фактически все, как 100 лет назад», — сказал Владимир Шимайский.

С соседних путей из кабины паровоза тянет чем-то очень вкусным. На лопате — это не шутка! — обед готовят.

«Можно жарить тосты, готовить яйца или, как сейчас, сосиски», — говорит машинист Маурицио Кишкель-Макевич.

Главное — переворачивать часто. Сосиски сготовлены прямо в паровозной топке. Там сейчас, говорят, температура 300-400 градусов, потому что паровоз стоит. На ходу не готовят: температура в топке поднимается до 1 600 градусов. И снова стучат колеса, а все зрители оказываются как будто парящими в облаках ароматного, пахнущего углем и маслом пара.


Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей