В Великобритании начались трехнедельные гастроли Большого театра
Не просто традиция, событие, которого каждый раз ждут как волшебства, восхищаясь мастерством и переживая незабываемые эмоции.
Старт трехнедельному турне дал легендарный балет Юрия Григоровича «Спартак», впервые представленный там полвека назад. Коллектив из почти 300 человек привез на лондонскую сцену блестящий набор золотой классики и не только. Зрители в восторге, а критики уже заявили – оглушительный успех гарантирован.
Свою королеву они почувствовали в ней сразу. Стоило приме Большого театра Светлане Захаровой подойти к озеру, как к ее рукам слетелись все лебеди Гайд-парка. А она вдохновлялась их пластикой и грацией.
Нежная Одетта и искусительница Одиллия. Вершина в карьере любой балерины. «Лебединое озеро» Юрия Григоровича – один из самых сложных балетов в мировом репертуаре. И не только технически. Пусть именно Черный лебедь крутит знаменитые 32 фуэте, раскрыть образ Белого – вот, в чем мастерство.
«Доверчивость, нежность, беззащитность станцевать сложнее. Белый лебедь, Одетта – роль, над которой всю жизнь можно работать, думать», – считает Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ.
Эта идеальная мечта о любви для иностранцев давно стала символом не только Большого театра, но и вообще всего русского балета. Похоже, к такому статусу близок еще один спектакль Григоровича – блокбастер «Спартак». Танец закипающей крови, неудержимой мощи и безбашенной энергии открывает лондонские гастроли.
Такую Захарову увидишь нечасто. Ее Эгина – властная, вероломная, полная эротизма. А какой еще может быть фаворитка жестокого полководца Красса? Это он поработил Спартака. И это их противостояние на первом плане. Балет о силе, суровости и величии мужчин – до сих пор редкость и вызов для любого танцора. Так что на репетицию прямо с самолета, чтобы зритель поверил: внутренняя вера в свободу может сотрясти целую Империю.
Кажется, премьер Денис Родькин почти не касается пола. Окрыляет сама мысль, что он играет восставшего гладиатора именно на лондонской сцене.
«В 2010 году я впервые сюда приехал, и я танцевал тоже «Спартак», но пока в кордебалете. И тогда даже не мечтал, что я когда-то буду Спартаком, через девять лет уже, получается, выйду на эту сцену», – рассказывает Денис Родькин, премьер Большого театра.
Ковент-Гарден – это целый район в центре Лондона. Один из самых любимых туристами. Сюда приходят за самодельными сувенирами и атмосферными фотографиями, но все самое интересное в ближайшие три недели будет происходить не на главной площади, а в небольшом переулке, в здании Королевского театра. И местные балетоманы уже практически без акцента рассказывают, что именно: «Большой театр!».
Кстати, в мире под этим именем труппу узнали как раз после ее дебютных гастролей в Лондоне в 1956. В этот раз зрители увидят четыре балета. Помимо «Спартака» и «Лебединого озера» это искрящийся «Дон-Кихот» в постановке Алексея Фадеечева и классика 30-х годов «Светлый ручей».
– Действие балета «Светлый ручей» происходит в колхозе. Как вы думаете, британский зритель поймет это?
– Сам балет, который поставил Алексей Ратманский, он ведь акцент делает не на колхоз, а на взаимоотношения. Это же торжество танца просто. Актерские партии. С таким тонким чувством юмора, с розыгрышами, – считает Махар Вазиев, руководитель балетной труппы Большого театра.
После первого спектакля зрители сначала не отпускали артистов со сцены, а потом долго ждали их у служебного входа, чтобы взять автограф. А кто-то из критиков, выходя из театра, сказал: это снова триумф Большого.