Театр «Современник» открывает новый сезон
Театр по-прежнему оправдывает свое название — идет в ногу со временем, зажигает новые звезды, готовит премьеры. И даже спектакли, которые называют визитной карточкой театра, обретают новое дыхание. Неизменны только аплодисменты и крики «Браво».
Непринужденно. Когда артисты говорят не об искусстве, объективы камер отвернуты от сцены. В зрительном зале в полный голос остроты, а над головами летают букеты. Это действо особое — встреча труппы.
«Современник» уходит в отпуск позже всех и, соответственно, позже всех начинает сезон. Традиция. Открывается в день рождения одного из создателей — Олега Ефремова. Появившейся на свет в 1956 году, «Современник» определил лицо оттепели. Сам стал не только театром — направлением в искусстве. И почти полвека главные слова-напутствия звучат по-матерински заботливым, но сильным голосом худрука Галины Волчек: «Развиваться дальше только в сторону. Вместе, но не врозь».
Первый сбор труппы на Чистых прудах после масштабной реконструкции. Театр к своему отреставрированному облику только привыкает. Но атмосферу вряд ли с чем спутаешь. Здесь и о ремонте говорят особо: предисловие короткое, послевкусие долгое.
«Мы в родных стенах, все хорошо, мы вместе», — признается заслуженная артистка РФ Алена Бабенко.
«Все вернулись из каких-то своих деревушек, от бабушек к маме домой», — сказала народная артистка РФ Ольга Дроздова.
Афиши «Современника» с громкими именами уже готовят к печати. Пьесу французского драматурга Флориана Зеллера, чьи произведения в театрах по всему миру, поставит израильский режиссер Евгений Арье. В главной роли Сергей Гармаш.
«Просто скажу реплику Галины Борисовны, которая у нас как цитата, что одна из наших задач — «катапультировать зрителя из кресла». Открытия, которыми нас порадует молодая труппа, и то, чего я даже пока не знаю сам», — говорит народный артист РФ Сергей Гармаш.
Актерский состав спектакля по прозе Довлатова уточняется. Все что пока известно — это дебют на Большой сцене молодого режиссера Айдара Заббарова. Еще одно новое, но уже нашумевшее имя — Андрей Маник. Его режиссерский эскиз в прошлом сезоне превратился в репертуарный спектакль «Свидетельские показания». В этом сезоне для другой сцены он ставит «Крум».
«Им, молодым, сегодня приходится стоять, биться и утверждать ту правду, за которую мы бились всю жизнь», — отмечает художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек.
Квинтэссенция идей в легендарной постановке Галины Волчек «Три товарища». Афиша — юбилейная. Билеты, как и прежде, в дефиците. За 20 лет в спектакле сменилось три поколения актеров. Он стал частью личной биографии почти каждого артиста и служителя «Современника».
Декорации как тетрис. На сцене полсотни человек, еще столько же за кадром, чтобы погружать зрителя незаметно для него самого в разные обстоятельства и настроения. Но есть еще один герой, который объединяет оба цеха — и актерский и техмонтировщиков. Это «Карл». У Ремарка нет подробного описания автомобиля. Поэтому собирали из разных моделей послевоенного периода. «Карл» не просто декорация — «Карл» живой.
Густым темным туманом тяжелые ощущения спускаются со сцены на зрителя. Межвоенное душное время. На сцене камерное вырастает в эпическое. Мир по Волчек открыт все ветрам. Чувства — не норма, а уникальное исключение, за чистоту которых приходится платить высокую цену.
«Это поразительный роман, он такой наполненный жизнью, кровью, всем настоящим. Для меня это не было актом «а мы попробуем». Я была абсолютно уверена в том, что мы обязаны это сделать», — говорит Галина Волчек.
Вера в человека как в такового. Здесь, как в жизни, нет незначительных персонажей. У каждого пусть маленький, но крупный план. Об этом рассказывает зрителю его «Современник».