Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
15 октября 2019, 21:30

Труд Сергея Сотникова сделал возможным чудо на Ижме — посадку самолета, у которого отказало почти все оборудование

 

Кирилл Клейменов

Помните историю о таежном поселке Ижма и его аэропорте? Конечно, помните. Но я на всякий случай напомню. Гражданский рейс. На борту Ту-154 81 человек. Вдруг в самолете отказывает все. Все системы. Все. Пилоты начинают экстренное снижение. Но куда? Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги. И ничего больше нет под крылом. Самолет снижается — и вдруг чудо — посреди тайги абсолютно пригодный к посадке расчищенный аэродром. Чтобы сесть, летчики поставили на приборную панель стакан с водой — чтобы был понятен крен машины. В итоге сели. Никто не пострадал.

Летчиков наградили. Они и сейчас работают. Летают. Но такого финала не случилось бы, если бы еще не один человек, который 20 лет изо дня в день выходил на работу и чистил аэродром, которым с советских времен никто не пользовался. Верил — пригодится. И вот пригодилось.

К чему это я вспомнил все это? А вот к чему. Этот человек только что вышел на пенсию. Меня это расстраивает. Не потому, что взлетку теперь некому чистить, а она может пригодится. Нет. А потому что, как известно, не стоит село без праведника. И город не стоит. И страна тоже. Как-то так. В Ижме с тихим героем Сергеем Сотниковым встретился Александр Лякин.

Начальник аэродрома «Ижма» Сергей Сотников уже неделю на пенсии, но каждый день приходит на работу — смены пока нет, а бросить дело, которому отдал почти все свою жизнь, он не может — не такой у него характер. И пусть от аэропорта осталась только вертолетная площадка, но и за ней надо следить.

В здании аэровокзала, которое больше похоже на музей, полумрак — большая часть навигационного оборудования демонтирована. Но знаменитая взлетная полоса ижменского аэродрома и сегодня в полном порядке.

Ширина — 35 метров, длинна 1 километр 300 метров — это участок ответственности Сергея Сотникова, можно сказать, его личный фронт. Даже когда сюда перестали прилетать самолеты, он более 20 лет поддерживал эту полосу в рабочем состоянии, и однажды она спасла жизнь 81 человека.

Это было девять лет назад — над небольшим поселком Ижма появился самолет. Его первыми увидели жители, чьи окна смотрят на реку.

Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов, и правда, сначала хотели приводниться прямо здесь. Их Ту-154 оказался обесточен, навигация и связь пропали, и хоть топливные баки были полны, но отключились насосы — подача горючего прекратилась, двигателям оставалось работать несколько минут — нужно было садиться немедленно.

Но здесь кругом леса и холмы единственный вариант — небольшая ровная отмель на реке Ижма. И только в самый последний момент, словно лучик надежды, на глаза попалась бетонная полоса. Она была почти вдвое короче, чем нужно и не предназначена для приема больших реактивных самолетов, но пилоты решили, что это их единственное спасение.

«Мы прекрасно полосу осмотрели, пролетели над ней. Увидели, что нет ни бетона, ни тракторов не валяется заброшенных, просто лес небольшой. Развернулись и зашли», — рассказывает командир экипажа Ту-154 Андрей Ламанов.

С неработающими закрылками, на скорости вдвое выше положенной, тяжелый самолет понесся к концу полосы. Пилоты применили все средства торможения, и Ту-154 всего на 200 метров выкатился в лес. И уже через пару минут невредимых пассажиров эвакуировали из салона.

Это назвали «Чудо на Ижме». Восхищались не только мастерством и хладнокровием пилотов, но и тем, как Сергеем Михайлович Сотников сохранил эту взлетную полосу. От него этого никто не требовал, начальство на взлетку давно махнуло рукой.

И если бы не Сотников, то между плитами выросли бы ива и ольха, а саму полосу заняли бы лесорубы.

Грамоты, премии, медаль за заслуги пред Отечеством, но всероссийская слава не изменила характер Сергея Сотникова. Он не выдвинулся в начальство, не пошел на повышение — остался в Ижме на этом же аэродроме. Все так же убирал полосу, каждый год вешал новые ветроуказатели, терпеливо рисовал разметку и менял лампочки посадочных огней. Про него говорят, что если бы на каждом месте был бы вот такой Михалыч, то всем бы жилось спокойнее.

На стене висит новая маршрутная карта малой авиации, и Ижма там тоже была. Но в поселок проложили новую дорогу — жителям стало дешевле на автобусе добираться до Ухты или до ближайшей железнодорожной станции. А взлетная полоса — словно память о подвиге.

«Герой или не герой, я про это даже и не думаю. Сделал свое дело, ну и что?» — говорит Сергей Сотников.

Он проработал на этом аэродроме больше 41 года. Итоги пока подводить не собирается, но в его жизни останутся очень важные цифры. Они навсегда во всех справочниках авиации и в нашей памяти: 72 пассажира и 9 членов экипажа — 81 спасенная жизнь.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей