Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
6 ноября 2019, 21:17

Руководство ЦБ пообещало ужесточить надзор в сфере защиты персональной информации

Все чаще свои персональные данные мы доверяем другим: при возврате покупок в магазине, посещении банка, салона связи, какой-нибудь закрытой территории. Наверняка многие передавали паспорт на проходной. Лишь несколько секунд вы не видите свой документ, но этого времени хватает, чтобы скопировать его.

Скандалы с утечками персональной информации все чаще. В случае с банками ЦБ обещает ужесточить надзор в сфере защиты данных.

Тут бы Татьяне Перминой насторожиться. Но собеседница на том конце провода была невероятно убедительна и красноречива. К тому же знала всю информацию о банковском счете девушки. Предложила дополнительно защитить сбережения и прислала ссылку для установки программы. После чего со счетов Татьяны исчезли почти полмиллиона рублей.

«Спросила, кто мне выдавал карты, какие мне выдавали карты. Сказала, что, возможно, идет слив информации от самих сотрудников банка», — рассказывает Татьяна Перминова.

То, что утечка идет из банка, видимо, единственные правдивые слова в том телефонном разговоре. Личные данные жертвы, которыми располагают мошенники, — их главное оружие. Они и обзванивают клиентов по списку, втираясь в доверие своей осведомленностью. Знают то, что было известно только банку.

Действуют по такой схеме: сотрудники банков или их партнеры похищают данные клиентов и передают третьим лицам. Те анонимно выставляют похищенные базы на продажу. Чаще всего в так называемой «темной» части интернета, или в даркнете. Причем каждую базу продают сразу нескольким покупателям. И уже тогда в дело включаются настоящие мошенники. От них не застрахован никто.

В соцсетях обсуждают, как в Москве обманули... сотрудницу банка. Представились службой поддержки ее же работодателя. Девушка перевела больше ста тысяч рублей с кредитки и только потом сообразила, что ее карта бита. И даже если у вас на счетах ничего, вы тоже в группе риска.

«Получив уже доступ в личный кабинет, если там недостаточно средств, они отправляют еще от имени жертвы заявку на онлайн-кредит. Поступают деньги на этот счет, они еще и кредитные деньги списывают», — говорит заместитель начальника 11-го отдела Главного управления уголовного розыска МВД России Владислав Парамонов.

Базы данных банковских клиентов появляются в продаже с пугающей регулярностью. Номера счетов, телефонов, паспортов, по некоторым оценкам, миллионов россиян.

«В прессу попадает примерно 1% всех утечек. Никаких особых технических знаний не нужно. Нужно иметь должность и желание эти данные украсть. Там никакого взлома не происходит. Как я сказал, внешний взлом происходит в очень редких случаях. В основном это инсайдеры крадут данные», — сказал эксперт в сфере IT Игорь Ашманов.

В Центробанке подтвердили три крупнейших утечки только за первую половину этого года. Теперь обещают взяться за банки и их партнеров серьезнее. Тем более что закон о персональных данных позволяет наказывать не только тех, кто информацию похищает, но и тех, кто плохо за ней следит.

«Когда утекают некоторые базы данных не всегда из самих банков, операторы платежных систем, которым переданы эти данные, в том числе и коллекторские бюро, из них могут утекать персональные данные. Согласна, что тема еще не до конца решена, но с точки зрения финансовых институтов мы постоянно принимаем меры, усиливаем надзор», — заявила Эльвира Набиуллина.

Но эксперты по безопасности предупреждают: как ни усиливай надзор, в современном мире полностью уберечься от таких утечек невозможно. Тем более что мы сами раздаем свои данные на каждом шагу. Их требуют приложения на смартфоне, анкеты для скидочной карты в магазине, работодатели, наконец. За каждой базой не уследишь.

Самый простой пример. Не нужно рыскать в даркнете или устанавливать специальные хакерские программы. Обычный компьютер, популярный поисковик и довольно простой запрос. И  мы видим сотни и тысячи номеров и паспортных данных россиян в обычном доступе, никак не закрытые, не спрятанные. Закон о хранении персональных данных есть. А привычки уважительно к ним относиться пока нет.

Полностью защититься от утечек невозможно, но обезопасить свои счета в наших силах. Банки давно предупреждают: не верьте на слово, не устанавливайте незнакомые приложения на смартфон, и никогда никому не передавайте никакие данные по телефону.

«Только вы сами являетесь гарантом того, что ваша информация будет сохранена. Не нужно сообщать свой пароль, свои логины, свои ПИНы, номера карт неизвестным вам людям, даже если они звонят по телефону и представляются сотрудниками банка», — советует эксперт по информационной безопасности Сергей Золотухин.

Еще один безотказный способ — принципиально не доверять входящим звонкам из банков. Особенно если речь идет о безопасности счета. Сошлитесь на занятость и перезвоните позже на номер, указанный на кредитке.

Читайте также: