Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 ноября 2019, 09:21

В Петербурге снова в строю знаменитая «американка»

Прокатиться на ретро-трамвае и увидеть совсем другой Питер. На улицы Северной столицы спустя 40 лет вернулась легендарная «американка». Только теперь трамвай обновили и сделали туристическим, он такой первый в городе. Маршрут проходит через все главные достопримечательности.

Трамвайным звоном на весь парк, чтобы в округе знали: на линию выходит «Первый туристический». Ярко-красный вагон с бортовым номером 0001 встречают слегка растерянные пассажиры – довезет ли куда нужно этот, словно из советского прошлого, трамвай.

От Васильевского острова в центр Петербурга и обратно. «Первый туристический» везет к Петропавловской крепости, в Летний сад или к цирку на Фонтанке. А вслед оглядываются прохожие. Тот случай, когда фото обязательно – на слово-то не поверят. Ведь шутка ли, трамваи проекта ЛМ-33 на городские линии не выходили целых сорок лет.

Этот трамвай ленинградцы между собой ласково называли «наша американка». Потому что за идею советские инженеры взяли иностранный прототип. И первая такая «американка» встала на рельсы еще в 1933 году и служила городу почти полвека. Лишь однажды вагоны остановились. Это было в декабре 1941-го. В блокадном Ленинграде экономили электричество. Но уже весной весь город вышел расчищать пути. Звон того первого запущенного трамвая для жителей блокадного города звучал, как колокол надежды.

Легендарный блокадный трамвай был в те годы единственным транспортом. Он работал и на заводы, и на фронт. Раненых перевозили в специальных санитарных вагонах. Вместо скамеек стояли носилки. Часто трамваи попадали под обстрелы.

«Трамвай был воин. Светомаскировка применялась, на фары ставился чехол, который не давал свету рассеиваться, переносились остановочные знаки постоянно», — рассказывает директор Музея городского электрического транспорта Санкт-Петербурга Кирилл Нюквист.

И как щемило в сердце у ленинградцев, когда в 1979-м «американку» решили снять с линий. Но как торжественно провожали трамвай. Это был единственный случай в истории городского транспорта.

«Рейс тот был бесплатный, потому что это был прощальный рейс. Сесть было негде, молодежь стояла, было много ветеранов», — рассказывает директор Музея городского электрического транспорта Санкт-Петербурга Кирилл Нюквист.

С последнего рейса ЛМ-33 отправился прямиком в музей, где и стоит поныне. Это по его образцу и построили «Первый туристический». В нем появился вай-фай, камеры видеонаблюдение, да и управление современное, но в остальном это все та же «американка», где каждая деталь – легенда. Сколько женских каблуков застревало в этом реечном полу, сколько знакомств состоялось на этих дубовых скамейках!

Уже в советские годы было принято в ленинградском трамвае маленьких детей возить бесплатно. Но тогда ими считали всех, кто был не выше метра. И сколько у специальной перегородки было споров, и каких-то аргументов не выслушивал кондуктор! Часто родители пытались доказать, что слишком высоким ребенок кажется из-за головного убора. Так и родилось известное выражение «рост — метр с кепкой».

Теперь за перегородкой раздора сидит уже не кондуктор – гид-экскурсовод. Под размеренный стук трамвайных колес рассказывает о Петербурге. «Первый туристический» на линию выходит пока четыре раз в день. Но со временем обещают запустить и вторую «американку». По просьбам пассажиров.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей