В Петербурге снова в строю знаменитая «американка»
Прокатиться на ретро-трамвае и увидеть совсем другой Питер. На улицы Северной столицы спустя 40 лет вернулась легендарная «американка». Только теперь трамвай обновили и сделали туристическим, он такой первый в городе. Маршрут проходит через все главные достопримечательности.
Трамвайным звоном на весь парк, чтобы в округе знали: на линию выходит «Первый туристический». Ярко-красный вагон с бортовым номером 0001 встречают слегка растерянные пассажиры – довезет ли куда нужно этот, словно из советского прошлого, трамвай.
От Васильевского острова в центр Петербурга и обратно. «Первый туристический» везет к Петропавловской крепости, в Летний сад или к цирку на Фонтанке. А вслед оглядываются прохожие. Тот случай, когда фото обязательно – на слово-то не поверят. Ведь шутка ли, трамваи проекта ЛМ-33 на городские линии не выходили целых сорок лет.
Этот трамвай ленинградцы между собой ласково называли «наша американка». Потому что за идею советские инженеры взяли иностранный прототип. И первая такая «американка» встала на рельсы еще в 1933 году и служила городу почти полвека. Лишь однажды вагоны остановились. Это было в декабре 1941-го. В блокадном Ленинграде экономили электричество. Но уже весной весь город вышел расчищать пути. Звон того первого запущенного трамвая для жителей блокадного города звучал, как колокол надежды.
Легендарный блокадный трамвай был в те годы единственным транспортом. Он работал и на заводы, и на фронт. Раненых перевозили в специальных санитарных вагонах. Вместо скамеек стояли носилки. Часто трамваи попадали под обстрелы.
«Трамвай был воин. Светомаскировка применялась, на фары ставился чехол, который не давал свету рассеиваться, переносились остановочные знаки постоянно», — рассказывает директор Музея городского электрического транспорта Санкт-Петербурга Кирилл Нюквист.
И как щемило в сердце у ленинградцев, когда в 1979-м «американку» решили снять с линий. Но как торжественно провожали трамвай. Это был единственный случай в истории городского транспорта.
«Рейс тот был бесплатный, потому что это был прощальный рейс. Сесть было негде, молодежь стояла, было много ветеранов», — рассказывает директор Музея городского электрического транспорта Санкт-Петербурга Кирилл Нюквист.
С последнего рейса ЛМ-33 отправился прямиком в музей, где и стоит поныне. Это по его образцу и построили «Первый туристический». В нем появился вай-фай, камеры видеонаблюдение, да и управление современное, но в остальном это все та же «американка», где каждая деталь – легенда. Сколько женских каблуков застревало в этом реечном полу, сколько знакомств состоялось на этих дубовых скамейках!
Уже в советские годы было принято в ленинградском трамвае маленьких детей возить бесплатно. Но тогда ими считали всех, кто был не выше метра. И сколько у специальной перегородки было споров, и каких-то аргументов не выслушивал кондуктор! Часто родители пытались доказать, что слишком высоким ребенок кажется из-за головного убора. Так и родилось известное выражение «рост — метр с кепкой».
Теперь за перегородкой раздора сидит уже не кондуктор – гид-экскурсовод. Под размеренный стук трамвайных колес рассказывает о Петербурге. «Первый туристический» на линию выходит пока четыре раз в день. Но со временем обещают запустить и вторую «американку». По просьбам пассажиров.