На большинстве российских АЗС не доливают топливо
Водители платят лишнее, хотя и не должны. Могут чувствовать, что переплачивают, но доказать сложно.
Об этом знают почти все — не доливают. Как говорят в Минпромторге, нечестных заправщиков большинство — жульничают две трети из них. По закону при покупке 10 литров топлива расхождение с чеком не должно превышать 25 миллилитров — это совсем немного, как говорится, на донышке.
А сколько не доливают на самом деле? Чтобы узнать, съемочная группа едет покупать бензин. Для этого подготовили специальную машину, в которой топливо из горловины попадает не в бак, а в канистру. Но на первой же заправке журналистов вычислили и закрыли кассу.
На следующей заправке обещала большую выгоду. «Черная пятница». В определенные часы вам продадут топливо со скидкой, но не скажут, что в остальные дни недели круглые сутки вам не доливают бензин.
Заправщик на этой АЗС работает уже больше полугода и пережил не одну проверку. Нам отпустил по чеку 11 литров 650 миллилитров 95-го. Чтобы было точно, как в аптеке, надо взвесить купленный бензин и поделить вес на плотность, которая определяется специальным прибором. 1,2 литра недолива. Малолитражка проедет на этом топливе 15 километров! Для кого-то это дорога на работу и обратно. В среднем через такую заправку в сутки проходит 500 машин. По самым скромным подсчетам, за год это 219 тонн недолива, или 8,5 миллиона рублей дополнительного дохода.
«Пытался спорить, а они говорят: закрой рот и иди отсюда вон», — рассказывает водитель Юрий Станкевич.
Но все такие измерения неофициальные, их к делу не пришьешь, поэтому возвращаемся на АЗС и требуем проверить колонку с помощью специальной десятилитровой мерной емкости. Ее вам должны предоставить по первому требованию. Смотрим результат — о чудо! — топлива налили ровно, и даже с горкой. Общественный активист Сергей Канаев не удивлен — изменить настройку колонки можно за 30 секунд одним нажатием клавиши, а иногда даже и клавиши трогать не надо.
«Представьте себе: клавиатура, на которой оператор отпускает топливо, два инфракрасных датчика и ручка. Если она лежит слева от клавиатуры — она наливает минус 5-10%, если справа — она отпускает ровно столько, сколько положено», — поясняет Сергей Канаев.
Все это хорошо известно проверяющим органам, но сделать они ничего не могут.
«Наши проверки мы проводим по предварительному уведомлению организаций, поэтому у АЗС есть возможность подготовиться», — отмечает заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию метрологии Росстандарт Алексей Кулешов.
Впрочем, Минпромторг не только поставил проблему, но и предложил варианты решения. Первое — это сделать проверки внезапными. Второе — увеличить штрафы за недолив. Сейчас они составляют от 20 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и до 100 тысяч для юридических. Для сравнения: за некачественное топливо есть так называемый «оборотный штраф» — 1% от выручки за год, но не менее чем 500 тысяч рублей. И это уже помогло в разы уменьшить продажу топлива, которое не соответствует техническим требованиям.