В магазинах во всем мире стартовала «черная пятница»
Последняя пятница ноября почти во всем мире «черная пятница»: день, когда магазины обещают небывалые скидки. Но это на словах. А что на деле? Повысить цену, а потом снизить и объявить о распродаже, пожалуй, самая распространенная уловка.
Не последнюю роль играет нейромаркетинг – целый комплекс хитростей, и вот мы уже и сами не помним, как решились на покупку, а главное – зачем.
Откуда у нас возникает желание приобрести тот или иной товар, все это результат образования в нашем мозгу определенных нейронных цепочек. Их сегодня можно проследить с помощью специального исследования. Датчики, которые прикреплены к руке и голове Дарьи, будут фиксировать реакцию и эмоции на предлагаемую рекламу, в данном случае, на женский парфюм. Данные должны показать: запомнит ли корреспондент рекламу и захочет ли купить эти духи, когда окажется в магазине и что именно повлияет на ее решения.
Аппараты считывают электрическую активность мозга, реакцию сердечно-сосудистой системы, потоотделение, движение глаз.
– Ваши результаты очень хорошие, ролик вызвал высокий уровень интереса. Мы можем с высокой точностью, даже не спрашивая человека, понять: понравился товар, зацепил, хочет он купить или нет, – комментирует Марина Королева, ведущий специалист компании в области нейромаркетинга.
Нейромаркетинг – метод, который помогает предсказать поведение покупателя. Хотя специалисты говорят: чаще всего это эмоциональный порыв: пришел, увидел и купил.
– Люди с помощью покупок решают разного рода психологические проблемы. Во всем мире есть иллюзия, что если я себе что-то куплю, то буду счастлив, – говорит Александр Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
– Это первый шкаф. Здесь детские вещи. Это шкаф для верхней одежды. А это гардеробная, – в гардеробе Анны и вещи с биркой, и те, что надеты один раз. От чего она точно никогда не откажется? От новых туфель, к слову, их больше сорока пар, или сумочки.
Анна – онлайн-шопоголик уже шесть лет, и она точно знает, где выгодно купить: «Я уже заранее знаю, что я хочу, на конкретные вещи отслеживаю, действительно, скидки. "Черную пятницу" я, в принципе, не жду, потому что из опыта лет в "черную пятницу" не такие большие скидки и предложения, как просто бывают в течение года».
А кто-то ждет последнюю пятницу ноября в надежде получить лучшую цену. Яркие вывески предлагают максимальные скидки. Но специалисты предупреждают: не стоит вестись на рекламу.
– Магазин показывает, что у него большая скидка до 90%, но на самом деле ни на один товар на сайте нет такой скидки. Вас заманили, а реальная скидка 20-30, ну 50%, но 90 вы не увидите. Бывают ситуации, когда вы, вроде, в корзину товар уже положили, пытаетесь оформить заказ, а в этот момент цена может поменяться, ну это совсем плохой случай, с такого магазина надо сразу бежать, потому что это обманщики, – рассказывает Сергей Кулешов, заместитель генерального директора IT-компании.
Еще одна уловка – заранее приподнять цену, чтобы опустить ее в день распродажи. Но чаще всего, крупные магазины так не делают, берегут имидж. Да и покупатель может проверить, как менялась цена товара, просто зайдя на сервис по мониторингу цен. И не стоит забывать, задача продавца создать в магазине такую атмосферу, чтобы не захотелось уйти без покупки.
– Магазину важно создать у человека, который в него пришел, настроение расслабленности, приподнятого настроения, чтобы ему все нравилось, чтобы он нравился себе сам. Поэтому там зеркала, с освещением играют, чтобы и вещи хорошо сидели, и скрывать недостатки. Часов вы не найдете в торговом зале, чтобы вы не думали о времени, – продолжает Сергей Кулешов.
Сэкономить деньги в день больших скидок поможет и заранее составленный список необходимых вещей. Главное, не поддаваться рекламе, чтобы сохранить деньги в кошелке.