В Великобритании разгорается скандал вокруг выставки Поля Гогена
Организаторы решили разместить рядом с полотнами, так сказать, сопроводительную информацию. По сути, художника обвинили в педофилии. Под огнем критики и другие известные творцы. Ради чего музейщики идут на поводу у моралистов?
Каждая картина как симфония. В национальной галерее собрали портреты кисти Поля Гогена со всего мира. Искусствоведы хотели показать, каким талантливым человеком был французский художник. И действительно, такого посетители еще никогда не видели.
Смотришь на эти картины и восхищаешься. Какие яркие краски, ракурс, молодец, Гоген, выдающийся художник, но потом подходишь к аннотации читаешь, и выясняется. В искусстве ты вообще не разбираешься. Гоген «неоднократно вступал в сексуальную связь с девочками, потом "женился" на двух из них. Эти девочки и изображены на картинах». А посему «Не настало ли время вычеркнуть Гогена?», такой заголовок у статьи в The New York Times. В ней художника называют переоцененным педофилом.
– Гоген приехал на Таити, когда это была колония Франции. И он вел себя как самец-колонизатор. Он воспользовался этим привилегированным положением, своей властью. И он имел отношения с маленькими девочками, и мы на этой выставке впервые не хотим это скрывать, – говорит куратор выставки Эмили Бэрнс.
То есть работы Гогена призывают оценивать сквозь призму современных понятий о морали. Ведь в те времена 13-летняя невеста на Таити – обычное дело. На Западе требуют если не запретить, то пересмотреть взгляды на творчество и других великих художников. В их числе Пабло Пикассо, который якобы эксплуатировал женщин.
– Я абсолютно убежден, что необходимо провести четкую разделительную линию между выбором, который делает в жизни тот или иной человек, будь то мужчина или женщина, и их произведениями, которые появились на свет благодаря их творческим способностям. Если мы будем судить о них по их личной жизни, в таком случае многие великие художники прошлого должны будут автоматически покинуть музейные стены, – считает Костатино Д’Орацио писатель, искусствовед.
И вот уже в Манчестере убирают из зала картину британского художника Джона Уотерхауса «Гилас и нимфы». Сотрудники музея посчитали, что на ней женское тело является «пассивным объектом мужского потребления». В ответ посетители повесили на стену стикер: феминизм сошел с ума.
Ведь вся эта культурная революция началась с активисток движения me too. По логике борцов за права женщин шедевры могут создавать только авторы, чья биография и творчество не противоречат их ценностям.
– То, что сейчас творится на Западе с политкорректностью, это сиюминутная ситуация, более того, направленное на служение, возможно, неизвестным нам, политическим силам, расшатывающее устои общества, страшно женщину вперед себя пропустить, пальто ей подать, ну что же это такое? – уверен Сергей Заграевский, художник, искусствовед.
Понять феминисток трудно, но все же можно. Но вот зачем мировые галереи идут у них на поводу? Это галерея Tate Britain, здесь собрана лучшая коллекция британского искусства, как пишут в путеводителях. Но как вы видите, в залах почти никого нет. И перед сотрудниками галереи стоит важная задача: как сделать так, чтобы галерея снова был популярной.
Скандал – лучшая реклама! Причем бесплатная. Поэтому около классических картин и появляются необычные таблички с предостережением. В галерее Tate Britain около некоторых полотен установили вывески с предупреждением «радикальный контекст». Правда, непонятно, почему похожих аннотаций нет в зале современного искусства. Здесь за безобидной табличкой «Саша и мама» можно увидеть шокирующий видеоролик.