Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
10 апреля 2020, 15:10

В Смоленске вспоминают жертв катастрофы польского борта №1

В Смоленске сегодня вспоминают жертв катастрофы польского борта №1, который разбился ровно 10 лет назад. Тогда почти 100 человек погибли, в том числе глава государства Лех Качиньский, его супруга и целый ряд высокопоставленных польских политиков и военных. Расследование не закончено до сих пор, но картина уже давно в принципе ясна.

Эти кадры в СМИ никогда раньше не публиковались — так называемая выкладка польского самолета Ту-154, который разбился под Смоленском. В одном ангаре лежат пронумерованные крупные куски фюзеляжа, отдельно — мелкие фрагменты и приборы самолета. Некоторые детали глубоко вошли в стволы деревьев и их принесли сюда прямо с кусками дерева. Ровно 10 лет назад Александр Сыревич прибежал на место катастрофы через минуту после того, как самолет упал в лесопосадку возле его офиса.

«Уже было видно, что деревья повалены, и лежали обломки самолета», — рассказал он.

За несколько минут то этого момента руководитель полетов военного аэродрома Северный спрашивал польских пилотов, какой у них запасной аэродром и сколько осталось топлива. Поляки отвечали, что запасной — Витебск или Минск. Дело в том, что над Смоленском резко опустился сильнейший туман и было ясно, что посадка в таких условиях крайне опасна, если вообще возможна.

Пилоты получили разрешение пройти над полосой на высоте не ниже 100 метров. Но из расшифровки переговоров экипажа ясно, что главному пассажиру очень важен был этот визит и он не собирался улетать на запасной аэродром. И вот уже штурман фиксирует ту самую высоту — 100 метров. Пилоты не видят землю и, нарушая все инструкции, продолжают снижение. Когда самолет вывалился из тумана, пилоты увидели, что несутся прямо на холм, они попытались подняться выше, но не успели.

«По данным следствия, командир судна должен был уйти на запасной аэродром. Но этого не было сделано. Последующие ошибочные действия экипажа, который продолжил заход на посадку в условиях отсутствия видимости, а также не отреагировал на систему раннего предупреждения приближения земли и привели к трагедии. В результате отрыва части крыла самолет стал вращаться и через несколько секунд упал на землю в перевернутом положении», — сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

Польская комиссия подтвердила — причина катастрофы в ошибочных действиях экипажа. Но почти сразу же начали появляться версии о том, что Лех Качинский погиб в результате покушения.

«Снимается фильм за государственный счет под названием "Смоленск", в котором серьезно утверждается, что, оказывается, были выжившие в катастрофе, но их добивали стилетами. И  пристреливали выживших. Поэтому, собственно, не отдают останки самолета, потому что там дырки от пуль», — говорит историк, политолог, магистр Варшавского университета Юрий Бондаренко.

Российская сторона несет полную ответственность за сохранность вещественных доказательств. При этом польские эксперты много раз работали здесь, имея возможность изучить каждый винтик. Но они так и не смогли найти ничего подозрительного.

Сегодня в Смоленске вспоминают жертв авиакатастрофы. У мемориала на месте гибели самолета немноголюдно из-за эпидемии коронавируса. Не приехал и польский премьер-министр, хотя этот визит был подготовлен согласован и подготовлен российской стороной. Первый венок от президента России.

«Трагические события, случившиеся здесь, на Смоленщине, 10 апреля 2010 года, стали общей бедой и общей болью. И сегодня, в траурную десятую годовщину катастрофы, мы сопереживаем и скорбим вместе с польским народом», — сказал полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев.

Этот мемориал построен и содержится российской стороной. Каждый год сюда приезжают тысячи поляков, им есть куда поставить свечи и положить цветы в память о своем президенте.

Читайте также: