Клоун Вячеслав Полунин отмечает юбилей
Человек, который может рассмешить даже если плохое настроение, чей талант подкреплен постоянным интересом публики и желанием ходить на его представления. Его шоу идут десятилетиями по всему миру, а творческая энергия не иссякает. И когда в финале «Снежного шоу» Слава Полунин и его артисты запускают импровизированную метель, восторгам зрителей нет конца. А он говорит: для меня это только начало. Сегодня замечательному артисту и режиссеру — 70, но в это трудно поверить. Чем он собирается нас удивить?
Возраст Славы Полунина не меняется с тех пор, как он решил стать клоуном. И это возраст счастья, о котором он даже научную работу написал: 140 пунктов для достижения счастья. Самые главные – первые два: «Делай только то, от чего внутри дзинькает. Дальше – делай только с теми, кого хочешь обнять, несмотря на коронавирус».
Реприза, показанная в новогоднем «Голубом огоньке» 40 лет назад, дала его образу имя и сделала клоуном №1. Вся страна повторяла вместе с ним: Асисяй.
«Я решил столкнуть японский и грузинский. Рокот грузинского и нежность, шелест японского. Я добавил грузинскому немножко венгерского», – вспоминает народный артист РФ Вячеслав Полунин.
Его солнечный человечек в безразмерной робе так легко жонглировал нашими чувствами – удивление, радость, грусть, восторг, – что, казалось, все у него играючи. Хотя даже в сценке без слов нужно найти верные слова. Этот номер в начале 1980-х тоже стал хитом. Его двойной смысл понимал каждый советский человек.
«В то время, брежневское, конечно, главная тема была – это нельзя, это нельзя. И вот я подумал вот такой смешной номер: я перехожу через улицу – свисток, перехожу тут – свисток. Мне показалось, что это не очень эффектно и получается какая-то политическая сатира. И вот потом мой малыш, которому я сказал: это нельзя, куда ты схватил, нельзя. Он говорит: "Зя!" И вот он мне подсказал, что-то можно найти другую формулу для этого смысла», – рассказывает Вячеслав Полунин.
Его «Лицедеи» гремели на всю страну. Его репризам аккомпанировал Гидон Кремер с оркестром. Его легендарное «Снежное шоу» уже 20 лет идет по всему миру, от Токио до Мехико. И каждый спектакль не похож на предыдущий. От его уличных представлений захватывает дух: красиво, тонко, мудро и смешно.
«И все, что я делаю, это в принципе мои детские игры, я хочу играть в это, я хочу играть в это. Я играю с этим миром по-настоящему. Каждый день с утра выхожу и думаю, а во что бы сегодня сыграть», – делится Вячеслав Полунин.
Юбилей застал Полунина во Франции, хотя он собирался отмечать его в России, готовил большую выставку. Но карантин, закрытые границы. Выставка будет, только через год. А вместе с ней две-три книги, новый проект.
«Я так рад, что судьба дала этот год лишний. Вот я хотел написать эту книгу – я ее пишу. Я хотел выкопать это озеро – я его копаю», – говорит Вячеслав Полунин.
Несколько лет назад Полунин затеял под Парижем удивительный парк. На месте старой мельницы – дом с чудесами. За каждым поворотом тропинки – новый поворот сюжета. Вот белый сад. Там красный. А тут, в березках, будет как в родном городке Новосиль Орловской области, где он когда-то мечтал, кем станет: «Библиотекарь, лесник и клоун. Я сейчас осуществил все три: я и садовник, и библиотекарь, и клоун».
В его библиотеке 10 тысяч томов. Его сад в списке самых замечательных парков Франции. Здесь он стирает границы между искусством и жизнью. И делает жизнь искусством, находя отблески солнца даже в банальной луже. Он по-прежнему дурачится и смешит и, как все дети, дает мудрые советы: «Не взрослейте, это ловушка».