Первая за долгое время девушка — помощник машиниста электропоезда готовится приступить к работе
Девушка — помощник машиниста — такого в поездах не было с конца 70-х, и вот — возвращение прекрасного пола в эту непростую, но очень важную профессию. Первая выпускница московского колледжа Софья Дорофеева к работе приступит уже с начала следующего года, а пока оттачивает мастерство на практике.
«Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется», — слова, которые Софья Дорофеева теперь сможет говорить не в учебном классе. За настоящим пультом управления локомотивом. В московском колледже такое впервые: неженская специальность, а диплом с отличием в женских руках.
Помощь машинисту разная нужна: следить за дорогой будет она, скоростным режимом она, чинить поезд тоже она.
Это, конечно, тренажер. Но, например, ремонтировать такую автосцепку (устройство, которое соединяет вагоны) — ей уже приходилось на настоящем поезде во время практики. Показывает как: «Это составные части автосцепки, замок автосцепки, я вытащила валик подъемника, это предохранитель замка. Он килограммов 15, мне кажется, весит, может, 16. Но тормозной башмак примерно столько же весит. Главное — на ногу не уронить».
Этот вес она берет с легкостью. К нештатным ситуациям, говорит, всегда готова, причем не только на железной дороге. Свою будущую профессию Софья буквально нарисовала.
Она собиралась поступать в художественное училище. Но посмотрите на ее работы! Стиллусом на планшете, карандашом на бумаге электрички, поезда, поезда. В ее рисунках они будто оживают. И как тут было не запрыгнуть в свой вагон.
Во время съемок рядом с уже дипломированным помощником машиниста Софьей ее жених, машинист Александр.
«Если кто-то спрашивает, с кем я встречаюсь, говорю, что с художником. В наше время очень мало девушек, которые работают на железной дороге. Могут неправильно понять. Не поверят, что у меня девушка работает машинистом», — говорит Александр Стяжкин.
Например, во время Великой Отечественной и целое десятилетие после женщины управляли каждым третьим локомотивом. Были даже специальные «женские» составы.
В таких была автоматическая подача угля. Правда, срабатывала она не всегда автоматически.
«Ломался не дай бог этот углеподатчик, помощник машиниста, с кочегарами, начинали бросать в топку, чтобы паровоз доехал до ближайшей станции, отцепился. В топку надо было бросать от 15 до 50 лопат угля ежеминутно, причем не абы как, а равномерно по всей топке. И попробуйте забросать за минуту 50 лопат. Это далеко не женский труд», — отмечает сотрудник подразделения по сохранению исторического наследия Московской железной дороги Рустам Садретдинов.
О том, что не женское это дело локомотивом управлять, медики заявили в конце 70-х. На курсы машинистов стали брать только мужчин. Но в современных поездах риски для здоровья минимизированы. И женщинам на них со следующего года снова зеленый свет.
«Я сейчас жду возможности устроиться в депо Лобня. И такая возможность появится в январе 2021 года, потому что вступит в силу новый закон, в котором список запрещенных для женщин профессий сокращен. И в нем нет помощника машиниста и машиниста», — говорит Софья.
С 1 января она сможет приступить к работе. Это будет уже настоящий состав и настоящая железная дорога.