Работу «Ростелекома» обсудил Владимир Путин в Кремле с руководителем компании Михаилом Осеевским
Вирусные ограничения показали, как важно быть на связи. Работа на удаленке, вынужденная учеба по интернету, покупки и услуги онлайн — все это было доступно благодаря цифровым технологиям, по скорости развития которых Россия — в числе лидеров. Сделать так, чтобы доступ в Сеть был у всех — это национальный приоритет. Что для этого сделано и что предстоит — Владимир Путин сегодня в Кремле обсудил с главой «Ростелекома» — компании — крупнейшего провайдера цифровых сервисов.
В деревне Еманча, что в 35 километрах от Воронежа, интернет в домах появился только в конце июля этого года. Особенно непросто в пандемию пришлось учительнице местной школы, Юлие Маркиной — для того, чтобы позаниматься с учениками онлайн, приходилось ездить в кафе в другую деревню, ну или работать на улице у столба, на котором установлен роутер, раздающий интернет на 100 метров вокруг.
«Ничего не могли сделать толком, ни фильм посмотреть, ни с учениками, вот сейчас тоже дистанционная работа пошла, занятия. Все ходили на почту, чтобы платить там что-то, штрафы, «Сбербанк», а теперь все можно делать из дома», — рассказывает Юлия Маркина.
Цель крупнейшего в России провайдера цифровых услуг «Ростелекома» — чтобы к 2030 году у 97% всех российских домохозяйств был доступ к интернету. О том, как идет эта работа, глава компании доложил президенту.
«У вас свыше 157 тысяч сотрудников работает, армия целая. И вы крупнейший, самый активный партнер государства по цифровизации экономики, работаете по отраслям, создаете отраслевые цифровые платформы. Давайте обо всем этом поговорим», — начал беседу президент.
«Перед нами поставлены новые задачи в рамках так называемой программы устранения цифрового неравенства. Я напомню, это программа подключения небольших населенных пунктов. В соответствии с Вашим поручением снижена граница попадания в эту программу с 250 до 100 человек, и это позволит дополнительно еще более пяти тысяч населенных пунктов подключить в ближайшие годы. Более того, кроме доступа в интернет, в этих поселках будут устанавливаться и станции сотовой связи. Такой запрос давно был у граждан», — рассказал Михаил Осеевский.
Конечно же, пандемия показала, какую незаменимую роль в современном мире играют электронные услуги. Через интернет можно было сделать почти все: и в магазин сходить онлайн, и ипотеку взять, и даже оформить положенную от государства помощь, например, пособия на детей или по безработице.
«Портал «Госуслуги» — это ведь тоже ваша работа. Знаете, был небольшой сбой в работе, связанный с тем, что работа в условиях пандемии приобрела в электронном формате такой массовый характер, которого никто не ожидал — по некоторым сервисам. Я знаю, что в конечном итоге компания справилась с этим. И у вас, по-моему, в условиях этой пандемии чуть ли не 40% персонала работало в удаленном режиме? И все получилось?» — спросил Владимир Путин.
«Да, Владимир Владимирович. Во время пандемии действительно через портал был реализован целый ряд достаточно крупных и значимых проектов: социальные выплаты семьям с детьми, получение информации о гражданах», — пояснил глава «Ростелекома».
«Он подзавис в какой-то момент, да?» — уточнил глава государства.
«Да. Но в то же время стало очевидно, что уровень и архитектуры, и производительности портала уже не соответствуют масштабу тех задач, которые необходимо решать. Поэтому мы по поручению правительства уже приступили к созданию нового варианта, новой версии портала государственных услуг. Планируем в основном завершить работу уже в конце этого года. Ставим себе задачу, чтобы портал мог обеспечить предоставление не менее 100 миллионов услуг в сутки. Это значит, что каждый взрослый человек может ежедневно обратиться к государству за получением тех или иных услуг», — сообщил Михаил Осеевский.
Еще один важнейший проект компании — развитие базовой телекоммуникационной инфраструктуры на Дальнем Востоке. По дну Охотского моря были проложены волоконно-оптические линии связи до Сахалина, Магадана, Камчатки, Курильских островов — там везде теперь есть высокоскоростной интернет. В планах — подключение Чукотки и выход на международный рынок. «Ростелеком» прокладывает высокоскоростные линии от западных границ России до Владивостока, а дальше — подводный кабель до Гонконга и Японии.
«Проект масштабный, объем инвестиций составит приблизительно 40 миллиардов рублей. Половину емкостей этой линии планируем использовать для наших внутрироссийских нужд, а половину использовать для передачи международного трафика. Важно, что в строительной части, она пройдет практически по всей территории России, будут активно использоваться предприятия малого и среднего бизнеса, то есть строительные работы везде будут силами региональных участников реализовываться. Это, конечно, хорошая поддержка в сложных условиях», — рассказал руководитель компании.
«Срок окупаемости совсем приятный для слуха и для инвесторов потенциальных», — отметил Владимир Путин.
«Пять лет, да. Это связано с тем, что спрос действительно большой», — сказал Михаил Осеевский.
Велик спрос во время пандемии, конечно же, оказался и на проекты «Ростелекома» по цифровизации российского здравоохранения..
«На нашей цифровой медицинской платформе сегодня работают более трех тысяч медицинских учреждений, более 200 тысяч врачей. Это комплексное решение, начиная с простой записи к врачу, электронных рецептов, и заканчивая сложными технологиями, обработкой медицинских изображений с использованием технологий искусственного интеллекта. Мы работаем вместе с нашим партнером, с корпорацией «Ростех», и видим большой запрос от регионов, и в том числе во время пандемии на автоматизацию и цифровизацию многих решений», — отметил глава «Ростелекома».
Впрочем, пандемия показала: здесь тоже есть еще над чем работать, как и в ситуации с дистанционным обучением. С 1 сентября «Ростелеком» и Министерство образования начнут тестировать новую цифровую платформу.