Зрителей военного форума «Армия-2020» ждет незабываемое авиашоу
Авиашоу в Кубинке – одно из самых ярких событий, которое ждут зрители военного форума Армия-2020, он проходит параллельно с армейскими играми. Среди тех, кто будет исполнять в небе фигуры высшего пилотажа, единственная в России группа на спортивных поршневых самолетах «Первый полет». Причем в команде асов есть есть женщина, которая покажет в небе особо сложный трюк «Зеркало».
– Моя основная задача во время этого полета – в кабине ничего не трогать, потому что управление здесь синхронное. За штурвалом, точнее за ручкой Як-54 мастер спорта Ирина Маркова, – делится корреспондент Евгений Лямин.
– Высота 500, скорость 230 километров в час. Сейчас пилот выполняет фигуру полубочка. Фактически летим вниз головой. Под нами земля. И вот в таком положении. Ощущения не самые приятные. В таком положении необходимо провести порядка 40 секунд.
Это элемент фигуры «Зеркало». Один переворачивается, а снизу будто подкрадывается второй самолет. Расстояние между ними сокращается до двух метров. Когда только начинали отрабатывать «Зеркало», это было весной, искали оптимальное расстояние: чтобы было комфортно и безопасно пилотировать.
– Родилась такая шутка: Ир, может быть, поближе подойти? Ирина ответила: ближе мне муж не разрешает, – рассказывает Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полет».
Шутки шутками, но фигуру «Зеркало» выполняют далеко не все пилотажные группы из-за сложности. На несколько секунд для ведомого не существует ничего в мире. Ничего кроме самолета ведущего.
– Ведомый выполняет пристраивание подо мной. Моя главная задача выдерживать постоянство скорости и высоты. Взгляд постоянно бегающий между горизонтом, скоростью и высотой, – говорит Ирина Маркова, пилот, заслуженный мастер спорта.
– Я смотрю на нее. Мне ни горизонт, ничего не надо. Ирина – мой горизонт, скорость и все такое прочее. Если какие-то маневры будут с ее стороны, у меня будут повторяться, я буду такие же делать, – делится Олег Шполянский, пилот, абсолютный чемпион России по высшему пилотажу.
А на земле это выглядит вот так. Будто танец глаза в глаза. Пилоты отрабатывают фигуры высшего пилотажа. Медленно бродят по взлетно-посадочной полосе.
Со стороны узнаются не все элементы, кажется, беспорядочная ходьба. Но вот понятно: левая ладонь показывает самолет. Правая будто бы держит ручку управления. Один вращается вокруг другого.
Фигура усложняется, два «Яка» словно гоняются друг за другом. Называется - пропеллер. В воздухе во время некоторых фигур порой сложно сориентироваться в пространстве, задрал нос, и, кажется, кругом небо. А мешкать нельзя, важна каждая секунда. Подсказать может крыло. Точнее нехитрое приспособление на нем.
– У нас существует специальный визир, который показывает нам углы, 45, 90 градусов. У нас есть волшебная веревочка. В нормальном полете ветер держит ее в направлении в таком. А когда падаем на хвост, она поднимается. В этот момент знаем, что самолет падает на хвост вниз, – показывает Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полет».
К слову, «Зеркало» – это 14-я фигура высшего пилотажа в арсенале группы. До этого целый год было 13. Принято считать, что летчики суеверные. Но, говорит руководитель, это не про него. Главное надежное крыло машины, плечо друга, ну и как говорится, обед по расписанию.
– Вообще считается так, что голодным очень плохо летать. Перегрузки переносятся плохо. Идеально час после еды и сытым быть наполовину, – говорит Дмитрий Самохвалов, руководитель пилотажной группы «Первый полет».
Хотя глядя на то, что они делают в небе, кажется, лучше обед оставить на потом. Даже стоя на земле, смотришь, и голова кругом. Но хороший вестибулярный аппарат и дело привычки. 25 минут пролетают незаметно. В эти дни оттачивают мастерство и готовятся к очередному выступлению на форуме «Армия-2020».