Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
27 октября 2020, 09:14

В Ленинградской области легендарный самолет времен Великой Отечественной восстанавливают буквально по крупицам

Оживить легенду и прикоснуться к истории великих подвигов времен Великой Отечественной. Под Санкт-Петербургом реставрируют советский штурмовик Ил-2. Такие участвовали в боях, например, когда прорывали блокаду Ленинграда. Фрагменты одного самолета весной подняли из болота. На некоторых деталях сохранились следы пробоин.

Они на словах проговаривают каждый шаг предстоящих работ. В руках — буквально осколки истории, эти части фюзеляжа пролежали в земле почти восемь десятков лет. Одну за другой их очищают от ржавчины и аккуратно выкладывают под крышей ремонтного цеха.

Бойцы поискового батальона обнаружили больше ста разных деталей. Есть мелкие, или покрупнее, как, например, кабина штурмовика. Или рядом — бронекапсула, которая защищала экипаж. Как раз здесь можно хорошо понять, что самолет участвовал в бою и, вероятно, был сбит — на корпусе следы от минометных снарядов и поражения огнем вражеской артиллерии.

Тяжелые штурмовики Ил-2 — «летающие танки», как прозвали их в Советской армии, поддерживали с воздуха попытки прорвать блокаду Ленинграда. Но из боя вернулись не все машины. Поисковики обнаружили девять самолетов.

Имена шести экипажей удалось установить, найти родственников. По остальным работа продолжается.

В мае этого года мы показывали, как легенду поднимают из болота, это Ил-2 лейтенанта Ускова. Среди тех, кто тогда принимал участие в экспедиции, был тамбовчанин Никита Староверов. Сегодня он же в заводском цеху наблюдает, как идут восстановительные работы. Ради этих моментов приходилось вручную перебирать каждую горсть топкой земли.

«Вот этот самолет на территории ржевского полигона был найден. В глине все это находится, сложно копать, это же не песок. Но в глине зато хороший сохранен», — отмечает боец 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа Никита Староверов.

Под огромным прессом бронированные листы аккуратно выпрямляют. На заводе под Петербургом — большой опыт восстановления военных машин. Это и советские Т-34, и американский «Шерман», пришедший по ленд-лизу. Но с самолетом дело имеют впервые.

«Все это на заклепках, мы их срезаем, деталь снимаем, пытаемся придать ей форму. Броня получается слишком сильно закаленная. Плюс после удара она принимает форму, которую очень трудно вернуть обратно», — рассказывает заместитель начальника цеха Невского судостроительно-судоремонтного завода Федор Катагаров.

Сегодня в мире такие машины можно пересчитать по пальцам. Но в честь парада ко Дню ВМФ одну из них даже поднимали в воздух.

Но у мастеров нет задачи собирать самолет заново, и тем более ставить на крыло. Даже винт решили сохранить в таком вот виде. Ил-2 будет выглядеть пусть и раненым, но не побежденным.

«То есть пилот посадил самолет на вынужденную посадку. Ни в коем случае не надо закрашивать, ни делать дополнительные дырки, надо показать то, что мы нашли на сегодняшний период», — говорит заместитель командира 90-го Отдельного специального поискового батальона Западного военного округа Сергей Румянцев.

Результат работы можно будет увидеть в музее поискового батальона. На памятной табличке увековечат имена экипажей найденных машин, за обломками которых — подвиг всех воздушных ассов Великой Отечественной.

Читайте также: