В Гражданской авиации ушла эпоха — последний рейс совершил легендарный Ту-154
Самолет — символ времени. В советские годы он был самым массовым и одним из самых быстрых лайнеров. Летал в Берлин и Париж, возил делегации за океан и вахтовиков на Крайний Север. И стал главным героем фильма-катастрофы, где выдержал все испытания. Летчики любили эту машину — за надежность и неприхотливость. Но прогресс не стоит на месте — небо бороздят лайнеры нового поколения.
Последний гражданский Ту-154 в России обитал на Севере. Он соединял город Мирный в Якутии с крупными региональными центрами, Иркутском и Новосибирском. Финальным стал плановый рейс. От любого другого этот отличился лишь неожиданным заходом на круг сразу же после взлета.
На прощание 154-ка прошла над взлетно-посадочной полосой Мирного и взяла курс на Новосибирск, где его встречали телекамеры. Погода подвела. Самолеты показывались из пурги в поселений момент перед посадкой. Однако приближение Ту-154 можно было угадать по характерному звуку.
Из-за шума двигателей в нулевые 154-м запретили летать над Европой. А с приходом кризиса 2008 года от самолета стали отказываться и в России. Ту-154 съедает вдвое больше топлива, чем «Боинги» и «Аэробусы». Но полвека назад Ту-154 во всем превосходил своих конкурентов. На рубеже 60-70-х Ту-154 был самым тихим, быстрым и мощным гражданским самолетом.
Спустя всего несколько лет после своего первого рейса Ту-154 превратился в один из элементов советской поп-культуры. Самолет воспет в первом советском блокастере «Экипаж». А вот Ту-154 на обложке журнала Vogue. Создатели самолета — звезды советского телевидения.
В советские годы Ту-154 перевозил 70% пассажиров. Вот как выглядели перроны аэропорта Шереметьево в 80-м. Всего же на последний год выпуска — 2013 — собрано более девяти сотен разных модификаций 154-к. Своей массовостью самолет обязан и своим злоключениям. В том числе попытками угона. Последний — после захвата террористами в Турции в 2001 году.
Немало в биографии 154-го и чудес. Например, приземление обесточенного самолета на заброшенный аэродром в поселке Ижма в республике Коми 10 лет назад. Тот борт был отправлен в почетную отставку только два года, прослужил 30 лет. Сегодня на покой отправляется самолет с 28-летней историей. Вместе с воздушным судном в отставку уходит его командир.
Но история Ту-154сегодня не заканчивается. На них все еще летают военные. На гражданке — два самолета в парке Северокорейских авиалиний, старшему из которых 44 года.