В российской гражданской авиации завершилась эра легендарного советского самолета Ту-154
Сегодня самолет этого типа совершил последний полет. Легендарный Ту или, как его ласково называли и летчики, и пассажиры — «тушка», был в советское время самым массовым и быстрым самолетом, его любили за надежность и легкость в обслуживании.
Но приходит время новых машин, им только предстоит проделать такой же исторический путь, как Ту. А сегодня единственный из оставшихся в гражданской авиации России 154-й вылетел из якутского города Мирного в Новосибирск, на борту находились 140 человек.
Последний гражданский Ту-154 в России летал на Севере. Он соединял город Мирный в Якутии с крупными региональными центрами, Иркутском и Новосибирском. Финальным стал плановый рейс. Полет отличился лишь неожиданным заходом на круг над аэродромом города Мирный.
Так экипаж 154-ки прощался. Лайнер должен был облететь еще и Новосибирск, но подвела погода. В аэропорту самолеты оказывались в поле зрения телекамер в последний момент перед посадкой. Однако приближение Ту-154 можно было угадать по характерному свисту двигателей.
Именно из-за чрезмерной шумности в нулевые Ту-154-ым запретили летать над Европой. Скоро от самолета стали отказываться и в России. Но полвека назад отечественный лайнер во всем превосходил конкурентов.
Первый пассажирский рейс Москва — Минеральные воды зимой 1972 года. Тогда Ту-154 оказался самым тихим, быстрым и мощным гражданским самолетом.
География полетов быстро расширялась. Ту-154 быстро стал частью советской поп-культуры. Самолет на открытках, марках, его воспевают в первом блокбастере СССР — фильме «Экипаж».
Советский самолет заказывают страны Варшавского договора. И вот уже Ту-154 в венгерской ливрее на обложке журнала Vogue. Создатели лайнера — звезды телевидения своего времени.
На пике популярности самолет осуществлял 70% пассажирских авиаперевозок СССР. Вот как выглядели перроны аэропорта Шереметьево в олимпийском 1980 году. К 2013 году, когда «тушки» перестали собирать, было выпущено уже более 900 разных модификаций лайнера. Своей массовостью Ту-154 обязан и своим злоключениям. Например, самолеты этого типа пытались угнать 30 раз. Последний случай в 2001 году — тогда террористы захватили в Стамбуле борт Внуковских авиалиний.
Ту-154 был отнюдь не простым в управлении самолетом, но в тоже время одним из самых надежных. Чего стоит приземление обесточенной 154-ки на заброшенный аэродром в поселке Ижма в республике Коми 10 лет назад! Тогда борт выкатился за пределы полосы и порубил крыльями 150 метров леса, никто из пассажиров и экипажа не пострадал.
Более того, спустя несколько месяцев лайнер восстановили на месте. Для штатного взлета ему требовались 2500 метров, в распоряжении было менее 1500. Экипаж сумел оторвать Ту-154 после 800 метров разбега. Тот самолет списали только два года назад, он прослужил 30 лет. Сегодня на покой отправляется самолет с 28-летней историей. Вместе с воздушным судном в отставку уходит и его командир.
Но история Ту-154 сегодня не заканчивается. На них все еще летают нашит военные. На гражданке два самолета в парке Северокорейских авиалиний, старшему из которых 44 года.