Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 ноября 2020, 15:12

На дне Волги обнаружили колесный пароход с таинственными артефактами

Тайну затонувшего корабля пытаются разгадать участники экспедиции Российского военно-исторического общества и музея «Наследие». На дне Волги они тщательно исследуют судно, которое, предположительно, ушло под воду в годы Великой Отечественной войны. По одной из версий, это пароход «Ваня-коммунист», но чем больше он открывает своих секретов, тем запутанней становится его история. 

Под толщей воды эхолот видит очертания судна. Если вглядываться, то можно рассмотреть два гребных колеса. Что это за пароход? Когда и как он затонул? Ответы на эти вопросы ищут на дне Волги участники экспедиции, которую организовали Российское военно-историческое общество и музей «Наследие».

Водолазы спустились на глубину около 20 метров. Именно там находится затонувшее судно. Если верить предположениям поисковиков, то это пароход «Ваня-коммунист». Он шел из Астрахани в Сталинград и подорвался на немецкой мине.

Очень плохая видимость и сильное течение. Луч фонарика выхватывает покрытое ракушками нагромождение металла. Что это такое, могут объяснить только опытные водолазы.

«Колесный пароход. Видел оба колеса. Корпус относительно целый, не считая того места, где огромная пробоина. Практически это две половины корпуса», – говорит водолаз Михаил Щеголевский.

«Здесь явно судно, которое было взорвано. Каким образом, пусть историки определяют. Но то, что это судно времен ВОВ, это бесспорно», – уверен специалист экспедиционного центра Министерства обороны РФ Анатолий Калемберг.

Версию о том, что на дне пароход, который погиб здесь в мае 1943-го, подтверждает и отметка на старой лоцманской карте. Тогда глубина была здесь значительно меньше – всего 5-6 метров, и затонувшее судно могло мешать судоходству. Кстати, само название «Ваня-коммунист» пароход получил еще во время Гражданской войны, в честь погибшей на Каме канонерской лодки. И под этим именем вписан в историю Сталинградской битвы.

«Вооруженный пароход "Ваня-коммунист" участвовал в доставке грузов в Сталинград, то есть он также водил баржи, имел на борту вооружение, которое установлено на палубе, для самообороны судна от самолетов», – рассказывает специалист по истории водного транспорта Виктор Коваль.

С борта затонувшего судна, действительно, удалось поднять гильзы.

«Наши специалисты утверждают, что это гильзы от автоматического зенитного пулемета. Соответственно, его год выпуска – 1940-й», – говорит руководитель Волгоградского отделения Российского военно-исторического общества Виктор Василевский.

Эта находка только добавила загадок. Ведь о том, что в этом районе реки лежит затонувший колесный пароход, стало известно еще несколько лет назад. Тогда на него случайно наткнулись дайверы. И они тоже нашли гильзы, но совсем другие – от пушки, которая стояла на вооружении дореволюционного флота.

«Мы предполагаем, что судно затонуло где-то в районе 1919 года. Потому что никаких дат на стрелянных гильзах позднее, чем 1917 год, мы не нашли», – рассказывает дайвер Константин Редькин.

Колесный пароход пока хранит свою тайну. И каждый новый артефакт, который поднимают со дна Волги, вызывает еще больше вопросов. Например, случайно ли там оказался детский башмачок? Известно, что в момент гибели «Вани-коммуниста» на борту было 16 членов экипажа. Среди них целая семья Тумановых – муж, жена, их взрослые дочь и сын.

«Возможно, были маленькие какие-то дети. Кто-то брал с собой. Тогда была разруха в Сталинграде, поэтому корабль являлся еще и домом», – сказал председатель Волгоградского отделения Российского военно-исторического общества Виктор Василевский.

Увы, ни тогда, ни сейчас так и не удалось найти ни одного фрагмента корабля, который подтвердил бы его настоящее имя. Нос судна, арка над гребным колесом или машинное отделение, где могла бы уцелеть надпись, или искорежены временем, или занесены тоннами песка. Невозможен, по мнению участников экспедиции, и подъем этого колесного парохода. Но сделанные на дне замеры позволят установить тип судна и сузить круг поиска теперь уже в архивах. 

Читайте также: