В московском театре «Современник» прошла церемония прощания с народным артистом Валентином Гафтом
В Москве простились с Валентином Гафтом. Народный артист ушел из жизни в минувшую субботу, 12 декабря, ему было 85 лет. И он был из того поколения актеров, которых любили не только за яркий талант. Особый почерк, интонации и — достоинство, которое заставляло быть требовательным к самому себе и великодушным по отношению к другим. В театр «Современник», где он служил полвека, сегодня пришли коллеги, друзья и преданные зрители. Вспоминали и роли Валентина Гафта, и его прекрасные стихи.
Театр «Современник», которому Валентин Гафт посвятил больше полувека, его друзья и коллеги называют теперь осиротевшим. Они вспоминают, как Гафт сложно и нервно относился к каждой роли. Перфекционист мог часами пересматривать свою игру на экране, выискивая ошибки. Когда в телеинтервью его называли выдающимся артистом, просил вырезать. Когда его спрашивали, как сам оценивает личный вклад в искусство, смеялся.
«Идет первая моя картина «Сирота казанская». Первым на площадку появился, посмотрел кино, говорит: «Я мог бы лучше сыграть». Всегда у него было такое впечатление, что он мог бы лучше, но мы его убедили, что лучше сделать не смог бы никто», — вспоминает художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, народный артист РФ Владимир Машков.
«Он был невероятно парадоксален, он мог начать обсуждение какой-то пьесы с похвалы и закончить тем, что ее брать ни в коем случае нельзя, и из этого, из этого парадокса он был весь. Это было большим счастьем — находиться рядом с ним на сцене», — говорит народный артист РФ Сергей Гармаш.
Валентин Гафт рассказывал: решил стать артистом, когда показалось, что проще работы, чем выйти на сцену и сказать «кушать подано», быть не может. В школьном кружке ему долго не давали ролей, а потом доставались женские. Вспоминал, как удивился, когда его не выгнали после первого тура в Школе-студии МХАТ. А на первой своей премьере перепутал диалоги и едва не упал с балкона в оркестр. Серьезность страшнее глупости, говорил Гафт.
«Это был человек на уровне мудреца, учителя, гуру. Его не стало, у меня просто ощущение, что у меня какой-то кусок заживо оторвали», — делится народная артистка РФ Юлия Рутберг.
Эльдар Рязанов сделал его киноартистом, говорил Гафт. При этом считал себя случайным человеком у режиссера. На роль председателя кооператива Сидорина в фильме «Гараж» Гафта сначала брать не хотели, слишком болтлив, говорил Рязанов. В перерывах между прослушиваниями Гафт стал молчать как рыба. И был утвержден.
Ему, казалось, мало было и кино, и театра — на церемонии прощания друзья цитируют его колкие эпиграммы и стихи.
«Он был очень большим философом, очень большим поэтом. Особенно в последние пару десятилетий очень ярко прозвучали его стихи. А наше дело — читать его стихи и показывать его фильмы и спектакли с его участием нашим детям, нашим внукам», — сказал народный артист РФ Александр Розенбаум.
«Конечно, таких актеров больше никогда не будет, актеров с большой буквы, очень жаль», — сказала народная артистка РФ Елена Яковлева.
Сам о себе Валентин Иосифович шутил: «Думают, это издательство какое-то — ГАФТ». И поклонники, и коллеги, провожая артиста, говорят: это — эпоха.