Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
24 декабря 2020, 09:23

В Третьяковской галерее представили онлайн-экскурсию по новой выставке Роберта Фалька

Новогодний подарок всем любителям искусства даже в условиях ограничений сделали в Третьяковской галерее. Там подготовили онлайн-экскурсию по новой и самой масштабной за последнее время экспозиции Роберта Фалька. Он – один из лидеров объединения «Бубновый Валет».

Начало экспозиции. «Голая Валька» – название народное. На самом деле это Станислава Осипович. Известная натурщица, которая позировала даже Серову. Но вот ее написал Фальк, увидел Хрущев и скандал.

– Вот я хочу спросить, говорил Хрущев, эти художники, они женаты или нет? А если да, то живут они с женой или нет?! Далее он говорит, что это безобразие, – рассказывает Татьяна Левина, куратор выставки.

Точнее мазня. Редкие кадры хроники, на которых можно рассмотреть его эмоции: уже привыкший к соцреализму он ну никак не был готов принять такое.

– Даже нельзя сказать, что это какой-то это ярко выраженный кубизм. Это небольшая некоторая кубизация женского тела, – продолжает Татьяна Левина, куратор выставки.

В этом весь Фальк. Кубист? Отчасти. Авангардист? Если и так, не в полной мере. Свет и цвет для него всегда будут важнее формы. Смотрите сами: мебель растворяется в оттенках красного. Или крымские кипарисы, которые затмевает солнце. Фальк, да, бубнововалетец. Но о нем говорили: «самый тихий бубновый валет».

– При всех экспериментах с композицией, формой и цветом, в нем всегда, даже в период штурма и натиска 1910-х годов присутствует некий классический стержень, – комментирует Зельфира Трегулова, генеральный директор государственной Третьяковской галереи.

Это первая такая крупная ретроспектива художника в Москве. Порой останавливаешься и думаешь: а это тоже Фальк?

На выставке 230 работ. То есть пятая часть всего творческого наследия Фалька. Живопись и графика из коллекции Третьяковки, Пушкинского и Русского музеев, национальной галереи Армении, а также 24 частных собраний.

В их числе автопортрет и портрет первой жены. Картины, которые Фальк писал в одно время, как часть одного творческого пространства, оказались у разных коллекционеров. И сейчас впервые экспонируются как и было задумано вместе.

– Она элегическая. Автопортрет, напротив, смуглое лицо. Своего рода живописная интерпретация союза русской дворянки и этнического южанина, еврея, – рассказывает Татьяна Левина, куратор выставки.

А вот привычно яркие краски меняются на тускло-голубые и бурые. Это Париж. Блеклый, не парадный. Почти 10 лет его эмиграции как будто в тумане.

В последнем зале, как считал сам художник, самые сложные его работы. Пронизывающая радость от простого глиняного горшка или еще горячей печеной картошки, о которой в последние годы жизни вегетарианец Фальк мог говорить часами. В чем тайный смысл этих картин? А вы попробуйте, говорил он, написать простое просто. И убедительно.

– Скромный непритязательный мотив, но какая живопись. Какое владение формой. Какое невероятное владение кистью и живописными приемами, – считает  Зельфира Трегулова, генеральный директор государственной Третьяковской галереи.

В конце последняя картина художника. Автопортрет. Здесь он старик в желто-серых тонах. Сдержанный, уставший. Фальк долго не завершал эту работу. Пока вдруг на глаза не попалась купленная на блошином рынке феска. Красная корона короля, решили искусствоведы. Короля своей собственной жизни уж точно: он тот человек, который даже в несвободное время сумел остаться свободным.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей