Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
24 декабря 2020, 18:38

Уникальную выставку из 200 работ Роберта Фалька подготовила Третьяковская галерея

В Москве собрали более 200 работ Роберта Фалька. Пока их можно увидеть только онлайн. Но это пока. Столь масштабной панорамы одного из лидеров «Бубнового валета» еще не было. Импрессионист, кубист, и опять импрессионист с оттенком экспрессии.

Начало экспозиции. «Голая Валька» — название народное. На самом деле это Станислава Осипович. Известная натурщица, которая позировала даже Серову. Но вот ее написал Фальк, увидел Хрущев и скандал. Редкие кадры хроники, на которых можно рассмотреть эмоции Хрущева: уже привыкший к соцреализму, он никак не был готов принять такое.

В этом весь Фальк. Кубист? Отчасти. Авангардист? Если и так, не в полной мере. Свет и цвет для него всегда будут важнее формы. Смотрите сами: мебель. Растворяется в оттенках красного. Или крымские кипарисы, которые затмевает солнце. Фальк — да, «бубнововалетец». Но о нем говорили: «Самый тихий бубновый валет».

«При всех экспериментах с композицией, формой и цветом, при этом все равно внутренне невероятно гармоничны и цельны. В нем всегда, даже в период штурма и натиска 1910 годов, присутствует некий классический стержень», — отмечает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это первая такая крупная ретроспектива художника в Москве. Порой останавливаешься и думаешь: а это… тоже Фальк? На выставке 230 работ, то есть пятая часть всего творческого наследия Фалька. Живопись и графика из коллекции Третьяковки, Пушкинского и Русского музеев, Национальной галереи Армении, 24 частных собраний.

В их числе автопортрет и портрет первой жены. Картины, которые Фальк писал в одно время, как часть одного творческого пространства оказались у разных коллекционеров. И сейчас впервые экспонируются, как и было задумано, вместе.

А вот привычно яркие краски меняются на тускло-голубые и бурые. Это Париж. Блеклый, не парадный. Почти 10 лет его эмиграции как будто в тумане.

В последнем зале, как считал сам художник, самые сложные его работы. Пронизывающая радость от простого глиняного горшка или еще горячей печеной картошки, о которой в последние годы жизни вегетарианец Фальк мог говорить часами. В чем тайный смысл этих картин? А вы попробуйте, говорил он, написать простое просто. И убедительно.

«Скромный непритязательный мотив, но какая живопись! Какое владение формой! Какое невероятное владение кистью и живописными приемами!» — отмечает Зельфира Трегулова.

В конце — последняя картина художника. Автопортрет. Здесь он старик в желто-серых тонах. Сдержанный, уставший. Фальк долго не завершал эту работу. Пока вдруг на глаза не попалась купленная на блошином рынке феска. Красная корона короля, решили искусствоведы. Короля своей собственной жизни уж точно: он тот человек, который даже в несвободное время сумел остаться свободным.

Читайте также: