Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
9 февраля 2021, 09:16

В Москве впервые показали оперную версию бессмертного произведения Набокова на музыку Щедрина

Опера, которую ждали в Москве четверть века. На исторической сцене Большого — «Лолита» — уникальная постановка Мариинского театра, которая объединила творения Владимира Набокова и Родиона Щедрина. За дирижерским пультом — маэстро Гергиев, действие происходит в конце XX века, где в отличии от романа появляются привычные современному зрителю предметы антуража.

Хроники его страсти. Такой он увидел Лолиту в первый раз, беззаботно напевающей любимую песню девчонкой. Это опера — откровение, где нет пошлости, но есть оголенные души и не нам судить, кто здесь соблазнял, а кто был соблазнен.

«В Москву привезен спектакль, который создан в конце XX столетия. Это первый показ в Москве этой оперы, она ждала более 25 лет такого появления в Москве», — отмечает Валерий Гергиев.

Самый скандальный роман Набокова и самая противоречивая опера Родиона Щедрина. «Лолита» в постановке Мариинского театра — настоящий триллер в жанре нуар. Старый «бьюик», придорожный мотель, фургон, в котором скитаются по Америке главные герои и гостиная матери Лолиты с безвкусными цветастыми обоями. Из 40-х действие перенесено в 80-е: Гумберт снимает свои тайные мечты на видеокамеру, по телевизору бесконечная реклама всего подряд.

«Это спектакль трагический, история Лолиты — это трагедия. И не дай бог это может произойти с ребенком со многими из вот этих девочек, которые попадают в страшные неправдоподобные обстоятельства уже в начале жизни в 12-13 лет, это то, что потрясло Набокова, и он не мог не запечатлеть это», — рассказывает Валерий Гергиев.

Зрители увидят премьерный состав исполнителей. Сразу трое номинированы на «Золотую маску», как, впрочем, и сама постановка.

«Она действительно сложная, она и морально сложная и физически сложная, и голосово она сложная, и актерски она сложная, потому что сыграть 12-летнего ребенка в 30 лет гораздо сложнее, но я рада, это для меня большой рывок для самой себя в первую очередь», — признается исполнительница роли Лолиты Пелагея Куренная.

Режиссер из Словакии Слава Даубнерова деликатно, но без церемоний обращается к проблеме насилия. Преступление всегда будет наказано.

«В любом персонаже можно найти, в любом человеке можно найти светлую краску, и я ее нашел в нем, знаете, эта краска называется борьба. Он не принял себя, он знал, что это ужасно то, что он делает, и он поет: бедная, замученная девочка, но в то же время это любовь, это Бог посетил его сердце», — объясняет исполнитель роли Гумберта Гумберта Петр Соколов.

За счет сложных вращающихся декораций сцены спектакля движутся, как кадры фильма. Музыка Щедрина зачаровывает с первых звуков, и все говорит о том, что приближается катастрофа. Но даже если в самой жизни уже ничего не изменить, рано или поздно в человеческой душе победу одержит свет и красота.

Читайте также: