Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 марта 2021, 21:25

Работу Twitter в России пришлось замедлить из-за несоблюдения этой соцсетью законов

Повод снова вспомнить о «Спутнике V», хоть и вскользь. Ровно два месяца как случилась такая история. Twitter вдруг взял и ограничил доступ к официальному аккаунту нашей вакцины. Пользователи заволновались, спустя полчаса все вернули как было, но осадок остался. 

Американская соцсеть и прежде была замечена в кое-чем даже похуже, у Дональда Трампа точно остался на нее зуб. Но то их дела, к которым вернемся в этом выпуске. Ну а у нас в России к Twitter на неделе был замедлен доступ. Кто-то скажет: «Птичку жалко».

Санкцию Роскомнадзора в отношении Twitter никак нельзя назвать «первой ласточкой», прилетевшей по приятельски «почирикать» с «голубой птичкой» — символом этой социальной сети. «Чирикать» не о чем да и некогда, заявил Роскомнадзор, социальной сети придется отвечать за нарушение российских законов.

Роскомнадзор: «На 10 марта 2021 года на платформе не удалено 3 168 материалов с противоправным контентом, включая: 2569 призывов к суициду, 450 материалов с детской».

Материалы не удалили, а «предупреждение» в виде четырехмиллионного штрафа руководители Twitter проигнорировали. С 10 марта скорость работы Twitter ограничена на 100% мобильных и 50% стационарных устройств.

«Вижу, как идет замедление Twitter. Сейчас это в два раза замедлилось, в принципе, можно и в трижды, и в четырежды уменьшить и выключить совсем», — говорит президент Фонда информационной демократии Илья Массух.

Twitter на взаимодействие не только не пошел, а еще и затянул старую песню: «Мы по-прежнему пропагандируем открытый интернет во всем мире и глубоко обеспокоены участившимися попытками блокировать и подавлять общественные дискуссии в онлайн».

Происходящее с «общественными дискуссиями» в Twitter при желании можно сравнить с ситуацией, прежде знакомой только некоторым его пользователям, наблюдавшим на экране такую вот огорчающую их надпись: «Мы временно ограничили некоторые возможности вашей учетной записи в Twitter». А уж представить себе, как огорчился пользователь Дональд Трамп, у которого было почти 90 миллионов подписчиков, будет непросто.

Twitter навсегда удалил учетную запись находившегося еще «при исполнении» президента США из-за того, что его сторонники, недовольные подсчетом голосов на выборах, прорвались в здание, где собирается американский Конгресс. Фразу «навсегда удалил учетную запись» теперь расшифровывают еще и так: «Соцсеть совершила публичное «цифровое убийство» одного из наиболее влиятельных в Америке политиков. Безымянные модераторы Twitter заменили собой судебную власть, по сути, объявив о том, что их платформа является политическим ресурсом.

«Если раньше мы думали, что это коммерческая структура и основная задача зарабатывать деньги, то мы видим с историей блокировки республиканцев и Трампа, это открытая игра в политику», — отмечает Илья Массух.

Госдепартамент США осудил замедление работы соцсети в России, выразив беспокойство относительно — да-да, именно так — относительно свободы слова: «Выражение мнений и разногласий, в том числе через интернет, укрепляет общество, а не несет ему угрозу. Свобода самовыражения играет важную роль в формировании более толерантного и инклюзивного общества».

Трамп, вообще-то, до сих пор уверен, что как раз он и «укреплял общество» выражая свое мнение, формируя тот самый неповторимый стиль американской «толерантной инклюзивности». Но где же чиновники Госдепа эдакую редкость, достойную борьбы за нее, разглядели в «твитах» на такие темы:

«Порнографические изображения несовершеннолетних, материалы с информацией о способах совершения самоубийств, включая прямые призывы к совершению самоубийств несовершеннолетними», — сообщил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин.

Объяснение парадоксам госдеповской логики все же есть, уверяет Игорь Ашманов.

«Twitter — это не самостоятельный игрок, а управляется правительством США. И Twitter, и Facebook, и Google получили куратора. Они внедрили куратора от разведки или оборонки в каждую из этих компаний. Профессиональный разведчик или военный входил в топ-менеджмент этих компаний или в совет директоров», — пояснил он.

Фантасты и футурологи пугают наступлением «эры бездушного робота», на деле же он оказывается не бездушным, а весьма душным. Политика навязывания взгляда на мир миллионам людей через социальные сети и называется соответственно: «твиттерная политика».

«Твиттерная политика» — это попытка создать эту политическую и геополитическую реальность исключительно постами в социальных сетях, и оно работает, как с этой русской угрозой и вмешательством, она существует только в социальных сетях. Но это ничего, это работает, законы принимаются, бюджеты выделяются. Да, это «Шлем ужаса», — продолжает Игорь Ашманов.

«Шлем ужаса» — название книги Виктора Пелевина. Она построена на диалогах, подобных тем, которые ведутся в социальных сетях. Человек, ставший активным пользователем, будто бы надевает на себя шлем, и начинает видеть то, что нужно тем, кто его сконструировал, выбирая для покупки вазу на которую указали или, допустим, политика.

- Как можно незаметно подменить то, что у человека перед глазами? Получается, что он смотрит в одно место, а видит другое и ничего не замечает?

- В жизни то, что вы видите, зависит от того, куда вы смотрите. А когда на вас шлем, все наоборот — то, куда вы смотрите, зависит от того, что вы видите. Вы будете видеть то, что у вас перед глазами, как бы вы ни вертели головой. Никакой независимой системы координат у вас нет, и все, что вы видите, определяем мы. Поэтому и заподозрить ничего нельзя. И жизнь для вас уже не то, что есть на самом деле, а то, что вам показывают.

Осознать зависимость от алгоритмов, заложенных в соцсетях, это уже первый личный шаг на пути к тому, чтобы от нее избавиться. Но и люди, руководящие работой цифровых платформ, должны увидеть зону своей ответственности. Иначе им, как говорили эксперты по интернет-безопасности, собравшиеся в Общественной палате, придется постоянно твердить популярный сетевой мем: «что-то пошло не так».

«Сегодня я открываю Twitter, и он мне пишет: «Что-то пошло не так. Не беспокойтесь. Это не ваша вина». Конечно, не наша. Это вина Twitter, а кого же еще?!» — отмечает член Общественной палаты Екатерина Мизулина.

Зато есть ясность относительно того, куда именно «оно» пошло и что, собственно, как говорил Михаил Жванецкий, имеет смысл «в консерватории подправить».

«Twitter, международные корпорации немножечко охамели. Мы настолько погрузились в мир виртуальности, что у нас Twitter, Facebook и YouTube — это такие «государства», у которых есть безграничная территория, которую они отслеживают, чтобы ее никто не нарушал и никто не претендовал на это виртуальное пространство. У них есть деньги — криптовалюта. И у них есть право на насилие — как раз блокировка президента. То есть блокировка любых иных историй», — продолжает Герман Клименко.

Из «мира виртуальности» стоило бы вернуться в реальный мир именно тем, кто вообразил социальные сети чем-то большим и важным чем суверенные государства, полагает американский профессор, историк и писатель Питер Кузник.

«Да, в соцсетях есть плохие люди — террористы, неонацисты, фашисты, которых в какой-то мере надо мониторить, если они представляют угрозу и распространяют насилие. Я считаю, что нам нужно международное соглашение, особенно между США, Россией, Китаем и Европейским союзом. Мне бы хотелось, чтобы эти страны сотрудничали друг с другом по этому вопросу», — говорит он.

Для этого интернет нужно перестать воспринимать в виде некоей «серой зоны» без правил и морали, где привыкли чувствовать себя хозяевами в основном американские программисты из Силиконовой долины. Странам, которые намереваются сохранять свой государственный суверенитет, придется отстаивать «суверенитет цифровой».

Читайте также: