Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 августа 2021, 21:19

В Афганистане боевики заявляют о захвате центров почти половины провинций страны

В Киргизию на нашу военную базу вернулись штурмовики Су-25 после совместных учений российских, узбекских и таджикских военных. В регионе все напряженнее. Афганистан. Группировка Талибан, запрещенная в России, уже в 50 километрах от Кабула, сообщали днем информагентства.

Американские военные прибывают для эвакуации своих дипломатов. Другие западные страны или закрывают посольства, или до предела сокращают персонал. Россия ничего такого не готовит.

Это события, а вот их история — в привязке к календарю и карте. Завтра, 14 августа, ровно четыре месяца, как Джо Байден заявил: военная миссия США выполнена. 1 мая начинаем вывод из Афганистана.

К концу мая ушли 20% войск. И вот так поменялось за это время соотношение территорий, подконтрольных правительству, талибам и спорных. В июне динамика нарастала. А доля выведенных из страны сил Пентагона составила уже половину. За июль она выросла до 95%. Темпы, многим напоминающие бегство.

Афганские войска, оставшись одни, далеко не всегда оказывают сопротивление. С начала августа талибы, с их слов, захватили центры 15 из 34 провинций, в том числе Кандагар и Герат, второй и третий города по величине после Кабула. Будет ли битва за столицу и если да, то когда — пока вопрос. События развиваются стремительно.

Скорость, с которой талибы берут один город за другим, воскрешает в памяти зловещее слово «блицкриг». Под их контролем, полностью или частично, уже около двух десятков провинций. У правительственных сил фактически остался только центр и ряд районов на востоке. Где-то продолжаются бои. А где-то армия покидает позиции еще до прихода талибов, как это случилось в Кандагаре. Второй по величине город страны сдался без боя.

«Наши силы безопасности еще удерживают ряд территорий и продолжают сопротивление, но большая часть провинции Газни уже принадлежит противнику. Потеря Газни — это прямая угроза самому Кабулу», — говорит глава совета провинции Газни Насир Ахмад Факири.

Город Газни — это 150 километров от Кабула, но за минувший день талибы продвинулись еще ближе, до 50 километров. Политический режим и армия, которые последние двадцать 20 создавали — или делали вид, что создавали — в Афганистане американцы, с их уходом рушатся буквально за пару месяцев.

«С точки зрения военного искусства, вообще, талибы не должны такого успеха иметь. Вооруженные силы Афганистана насчитывают свыше 200 тысяч человек. Движение Талибан в постоянном составе — 60-70 тысяч человек. Причина очень простая. Талибан пользуется поддержкой значительной части населения. Парадоксально, фантастически, это не только у пуштунов, он пользуется поддержкой и на севере, где живут национальные меньшинства. Это значит, что за эти 20 лет люди устали от американцев и их союзников», — поясняет директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Те, кто имел несчастье сотрудничать с американцами, и те, кто просто не видит своей жизни под талибами, стекаются в Кабул в надежде, что уж столицу-то будут защищать лучше, чем Кандагар. В итоге город накрывает гуманитарная катастрофа.

«Посмотрите на моих детей, они спят на этих подстилках уже два дня, и никто не дал нам ни воды, ни крова», — переживает беженец Моазуддин Альхундзада.

«С того момента, как ушли американцы, у нас началась катастрофа», — говорит Фарида Хурасани.

Предельно емкий ответ, как из сложившейся ситуации теперь выходить, дал сегодня Сергей Лавров.

«Мы за то, чтобы афганское урегулирование состоялось с участием всех политических, этнических, конфессиональных сил этой страны. К сожалению, правительственная делегация уже полтора-два года не очень заинтересована в том, чтобы такие переговоры возобновились, на этом фоне, опять же к сожалению, талибы решили попытаться урегулировать ситуацию военным путем. Это неправильно. Мы разговариваем со всеми мало-мальски значимыми силами в Афганистане, и с правительством, и с талибами, и с представителями узбеков, таджиков, хазарейцев — со всеми. Такой вот обвальный уход американцев из Афганистана тоже сыграл свою роль. И наша ключевая озабоченность, чтобы это не перекинулось в Среднюю Азию», — рассказал глава российского МИД.

Как это все-таки контрастирует с выступлением Джо Байдена, с его неповторимым ответом на прямой вопрос: «Так что, Афганистан потерян?»

- Господин президент, Афганистан потерян?

Молча уходит.

США отправляют в Кабул три тысячи военных, но не для того, чтобы попытаться выправить ситуацию, а чтобы обеспечить безопасность и порядок при эвакуации своего посольства и граждан. Фактически — прикрыть бегство. Военные базы и горы оружия на них оставляют как есть. «Как есть» они и попадают в руки талибов — после того как вслед за американцами их оставляют и афганские правительственные силы. Журналисты газеты Washington Post признают: происходящее стало неожиданностью для Белого дома:

«Скорость продвижения талибов стала ошеломляющей демонстрацией их боевого потенциала. Одна победа подпитывает другую. Решение Байдена вывести все боевые подразделения без четкого плана стабилизации имело огромный психологический эффект. Для Байдена и других высокопоставленных чиновников самым большим сюрпризом стало то, что афганские военные показали столь скромные результаты на поле боя — после того, как США объявили, что выходят из игры».

Но американцы не были бы американцами, если бы не умели извлекать выгоду даже из поражения. В свое время они прекрасно использовали афганских боевиков для дестабилизации обстановки в регионе. Оружие вышло из-под контроля, но все еще способно сеять хаос, так выгодный Соединенным Штатам.

«Картина складывается такая, что вот эта теория контролируемого хаоса, она может найти в Афганистане применение после ухода американцев. Особенно с учетом того, что здесь расположены три государства из тех, что США считают своими прямыми противниками Китай, Россия, Иран. Недаром талибы начали наступление именно на севере и захватили в первую очередь границу с центрально-азиатскими республиками, была информация, что вертолетами туда доставлялись некие боевики так называемыми «неопознанными вертолетами». Но какие могут быть в Афганистане неопознанные вертолеты? Это скромное умолчание о том, чьи это были вертолеты», — отмечает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин.

Понятно, что Россия не может не реагировать. Но, конечно, ввязываться в афганскую заваруху себе дороже, да и подход к решению международных проблем у нашей страны другой: в чужие внутренние дела не вмешиваемся.

Так что Россия готова и хочет говорить со всеми заинтересованными участниками — об этом свидетельствует недавний визит в Москву делегации Талибана.

Но Россия также готова и может защитить свои границы — а вот об этом уже свидетельствуют активизировавшиеся военные учения на южных рубежах стран ОДКБ.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей