Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
15 сентября 2021, 21:37

Сегодня 75 лет Оливеру Стоуну — знаменитому американскому режиссеру, сценаристу и продюсеру

Бунтарь, в чьем лексиконе редко встречается слово «компромисс». Человек, для которого нет запретных тем, который не будет в угоду политикам или обществу подстраивать под них свои взгляды. Режиссер, чьи фильмы интересны именно поэтому — в них нет конъюнктуры, а есть его особый взгляд на мир, его правда, какой бы неприятной она ни была для кого-то.

Оливеру Стоуну 75 лет. В его творческом активе три «Оскара®», «Золотой глобус», «Золотой медведь» Берлина и множество других призов и наград мировых кинофестивалей. Но когда его самого спрашиваешь, что для него самое важное в его работе, он отвечает — правда. 

Пока одна Америка, затаив дыхание, следила за первой своей войной, которую показывали по телевизору, а другая грелась у костров догорающей эпохи хиппи, Оливер Стоун из престижного Йельского университета сбежал добровольцем в пылающий Вьетнам. Однокашники ходили на митинги за или против, а чудом выживший после двух ранений Стоун правды так и не нашел ни в войне, ни в мире.

«Я не был одним из тех, кто, придя с войны, протестовал против нее. Нет. Я вам скажу: она сбила меня с толку. Сбила столку и охладила, разочаровала», — признавался он.

Он начал писать сценарии. За драму о побеге из турецкой тюрьмы, «Полуночный экспресс», даже «Оскар» успел получить, но всегда мечтал снимать сам. И когда Америка созрела для непарадного фильма о Вьетнаме, оказалось, что у бывшего лейтенанта разведки Стоуна уже есть готовый сюжет — о своей войне.

«Взвод» Стоуна показал армейское подразделение, как одну проблемную семью, в которой, как водится, не без урода, а плохими парнями могут быть даже хорошие. Четыре «Оскара»! Получая главный, за режиссуру, Стоун словно провел черту между собой и акулами кинобизнеса, которые уже записали его было в свои.

«Я думаю, этой наградой вы выражаете признание ветерану Вьетнама. И думаю, что впервые вы понимаете, что там произошло и то, что это больше никогда не должно повториться. А если повторится, значит, американские парни погибли там ни за что, потому что Америка так и не выучила уроки вьетнамской войны», — сказал Оливер Стоун.

На волне успеха Стоун получит еще одну премию киноакадемии — за антивоенный манифест «Рожденный четвертого июля», но, не соглашаясь на компромиссы, он дрейфует все дальше от Голливуда.

«Голливуду все равно, какого вы пола или цвета. Они вас не видят, они видят только деньги. Если вы зеленый, как доллар, на вас можно заработать, неважно, дебютант ли вы или ветеран кино, они дадут вам снимать», — сказал режиссер.

На Аллее славы Стоун заработал репутацию неблагодарного бунтаря, как в его любимой притче о женщине, которая пригрела змею, а та все равно ее укусила.

Исследуя природу добра и зла, он оживляет мифы. Даже Джим Моррисон, слетевшая с катушек рок-звезда, в фильме Стоуна, скорее, не музыкант, а одинокий пророк. Фильм «Дорз» провалился в прокате. Фанаты певца ругали режиссера за искажение образа: мол, в жизни все не так было. Как потом историки клеймили Стоуна за субъективность в его документальных проектах.

В «Нерассказанной историей США» Стоун оглушил соотечественников малоизвестными для них фактами. Например, о том, что во Второй мировой победила не только и не столько Америка, а русские, оказывается, не хотят завоевать весь мир.

«Мы постоянно говорим, что Россия – крупнейшая угроза для США, но это просто бессмыслица, в этом нет смысла. Почему у нас такая паранойя из-за России? Это все, конечно, еще со времен холодной войны и обеих мировых войн. Это давняя американская история: нам нужен враг», — говорит Оливер Стоун.

В четырехсерийном «Интервью с Путиным» режиссер доносит до зрителя в Штатах прямую речь российского президента. Главный вопрос всего кино: потеплеют ли отношения между нашими странами?

Почти полтора десятка встреч: камера Стоуна находит Путина в кремлевском кабинете и на хоккейном матче, в президентском самолете и в сочинской резиденции.

«Спасибо вам большое, спасибо за ваше время и за ваши вопросы, въедливость. Вас еще никогда раньше не били?» — поинтересовался российский президент.

Многие наверняка хотели бы. Таковы уж издержки его прямого подхода.

«Вы должны быть резким, плохим и наступать кому-то на больные мозоли», — говорит сам режиссер.

Погружаясь в тему, Стоун даже на греческую античность смотрит глазами современника. Его пристрастный взгляд всегда ищет только одного и ничего, кроме правды.

Читайте также: