Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 ноября 2021, 09:10

В Берлине отменили постановку «Щелкунчика» из-за неполиткорректности

Скандал в Берлине в канун Рождества. Балет «Щелкунчик», который уже давно является неотъемлемой частью праздника, неожиданно отменили. В классической постановке обнаружили признаки расизма. Проверку на политкорректность не прошли грим персонажей, некоторые движения в танце и это далеко не все.

Куда пропал «Щелкунчик»? В программе на этот театральный сезон Государственного балета Берлина его нет. Оказывается, к классической постановке балета-феерии Петра Ильича Чайковского возникли вопросы. В ней обнаружили признаки расизма.

Например, восточный танец «Кофе». У танцовщика грим бронзового цвета. Колониальные штучки. А кто эти девушки? Наложницы? Оскорбительно для женщин. Или вот, китайский танец «Чай». Стереотипное изображение жителей азиатских стран. Семенят.

Юрий Бурлака, хореограф:«Мелкие семенящие движения – это просто отражение той музыки, которую написал Петр Ильич Чайковский. Там нет ничего оскорбительного. Ни для одной национальности. Это происходит в абстрактной стране Конфитюренбург. И вообще, это все про сказку».

Хореографы Юрий Бурлака и Василий Медведев в деталях воссоздали великолепную оригинальную постановку Мариуса Петипа 1892 года. «Штатс Балет» Берлина потратил на это полтора миллиона евро. В далеком 2013. Мышиная возня вокруг «Щелкунчика» началась уже через два года. В Государственный балет начали приходить письма с жалобами на так называемый «блекфейсинг», во втором акте появлялись двое детей с темным гримом на лицах. Чтобы чего не вышло, грим убрали. А теперь временно приостановлен и весь показ «Щелкунчика». Ведь стоит задуматься о колониальных предрассудках.

Кристиана Теобальд, и.о. художественного руководителя балетной труппы Государственного балета Берлина: «Нужно разобраться со всем этим, не исказив содержание произведения, так что не стоит бояться, мы не хотим "культуры отмены". Мы будем снова показывать "Щелкунчика", но не в этом году».

В немецкой прессе реакция от недоумения до негодования. Постановка пользовалась огромным успехом. Особенно в канун Рождества.

Роджер Кеппель, издатель: «Дамы и господа, мы живем в морально отравленном обществе. Если мы хотим вычистить искусство, почему мы где-то в театре Цюриха смотрим полупорнографические спектакли, где мочатся со сцены, и считаем, что зритель это правильно воспримет, но семенящие китайцы – это преступление против публики. Это же сумасшествие».

Впрочем, важен контекст. Летом прошлого года темнокожая артистка Государственного балета Берлина Хлоя Лопес Гомес записала видеоролик в поддержку движения BlackLivesMatter. А затем рассказала о случаях расизма и унижения, с которыми столкнулась в труппе: «Балетмейстер заставляла меня наносить белый грим в "Лебедином озере", чтобы я казалась белее».

То, что подобный же грим ради сценического эффекта наносили на лица всех балерин, исполняющих партии белых лебедей, для Гомес, видимо, было не столь важно. Она мучилась, но молчала ровно до тех пор, пока не узнала, контракт с ней продлевать не будут. Далее обращение в прессу и чудовищный скандал. Работодатель пошел на мировую. Согласился выплатить компенсацию, продлить трудовой договор и даже провести семинары по борьбе с расизмом. На сайте Госбалета Берлина опубликовано официальное заявление. В нем есть пункт о пересмотре репертуара: «Мы знаем, что балетный жанр на протяжении всей своей истории маргинализировал людей с другим цветом кожи. Мы видим свою художественную миссию в том, чтобы быть зеркалом общества. Наш репертуар должен отражать это разнообразие в его художественном сиянии».

Возникают, конечно, вопросы, как быть с другими классическими произведениями? Отелло, в конце концов. Шекспир. Можно ли белому актеру в роли «венецианского мавра» быть немного смуглее на сцене? Категорически нет. И вот, знакомьтесь, Отелло, характер нордический. Молилась ли ты на ночь, Дездемона?

Читайте также: